Смекни!
smekni.com

Государство и право, их типология, формы и значение (стр. 24 из 96)

Кроме того, к неограниченным монархиям могут быть отнесены различные виды теократий в которых монарх совмещает полномочия главы светской и духовной власти. Как форма неограниченной монархии теократии сохранились вплоть до настоящего времени в ряде аравийских государств (Бахрейн, Оман).

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена каким-либо представительным органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К числу таких монархий относятся сословно-представительные монархии феодализма, в которых власть монарха была ограничена представительным органом, избираемым по сословиям (дворянство, крестьянство, духовенство, третье сословие — нарождающаяся буржуазия). Сословно-представительный орган (Земский собор на Руси, парламент в Англии, кортесы в Испании, Генеральные Штаты во Франции и т. п.) занимался главным образом установлением налогов в пользу государства и тем самым оказывал влияние на политику монарха.

В современных ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом, либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом.

Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

- лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

- власть монарха является символической, он «царствует», но не правит;

- правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

Ряд ученых в качестве одного из признаков парламентарной монархии называют принятие законодательных актов парламентом и подписание их монархом. Однако на наш взгляд данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается в подписании принятых парламентом законопроектов. В связи с этим, уместнее отнести к числу признаков данной формы правления наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др.

Однако и по конституциям, и тем более на практике функциональные полномочия монархов как глав государств в указанных странах различны. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации.

В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, назначая форматора правительства (Испания). При этом в случае если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой.

«Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран (либо в те исторические периоды), где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.

Также вполне обоснованным, на наш взгляд, является выделение дуалистической монархии как первоначальной формы ограниченной (конституционной) монархии.

Эта форма правления характеризуется следующими чертами:

- наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);

- исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;

- монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.

Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871 по 1918 г.г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале.

Республика (лат. respublica – общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками:

- представительный характер высших органов государственной власти - президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;

- формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;

- юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

- возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.

Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у Главы государства - президента.

Признаки президентской республики:

- президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом является независимым от парламента;

- президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

- правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

- президент обладает единоличным правом отставки правительства;

- отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.

Парламентские республики (Италия, ФРГ, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти.

Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.

Признаки парламентской республики:

- президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;

- правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

- правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

- в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;

- действия и решения президента должны согласовываться с правительством.

В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик.

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках.

Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.

В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом.

Подводя итог данному разделу, следует отметить, что противопоставление республиканских и монархических форм правления является бесспорным только в области теоретического моделирования. В практической жизни эти формы зачастую носят в достаточной степени сходный характер. По этому поводу известный русский ученый Н.М. Коркунов писал, что если «высшее распоряжение государственной властью принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то будет демократия». «Вместе с тем, - добавлял ученый, - если под правящими понимать тех, в чьих руках сосредоточено все распоряжение государственной властью, а все «другие учреждения являются лишь содействующими по их полномочию», то под определение монархии как власти и правления одного лица «подойдет только неограниченная, абсолютная монархия. Ибо в конституционной монархии «парламент не содействует только монарху и не от него получает свои полномочия. Напротив, парламент, являясь самостоятельным органом и опираясь на полномочия, данные ему от народа, всячески «ограничивает монарха». Если же «под правящими разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не все распоряжение властью, а только функции так называемой исполнительной власти, тогда большинство современных республик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определение монархии». С другой стороны, утверждал Н.М. Коркунов, под определение демократии как правления всех «не подойдет в сущности ни одно действительно существующее государство». Ибо «нигде к участию в осуществлении функций власти не допускается все без исключения население». Различие между монархической и республиканской формами правления, констатировал в связи с этим, Н.М. Коркунов, заключается не в различии по числу правящих, а в различном «юридическом положении» правящих лиц. При республиканской форме правления все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственны перед народом «от последнего избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот – «имеется безответственный орган власти», называемый монархом. Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере функций. Поэтому президент США, пользуясь большей властью, чем английская королева, ответственен перед конгрессом, и потому – не монарх. Английская же королева «безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней». Юридические критерии классификации форм правления широко использовались также Ф. Кистяковским, который подчеркивал, что «юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно юридическом положении носителя этой власти».