Смекни!
smekni.com

Государство и право, их типология, формы и значение (стр. 34 из 96)

Сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей.

Культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. С этой точки зрения нетрудно заметить различия в содержании и взаимодействии социальных норм в обществах с разным уровнем производственно-технического развития, разными культурными традициями (например, азиатских и европейских). Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений.

Поэтому классифицировать их можно по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы.

По характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности.

С этой точки зрения выделяют:

- правовые нормы;

- моральные нормы;

- религиозные нормы;

- нормы обычаев, традиций;

- семейные нормы;

- корпоративные (нормы организаций и объединений);

- эстетические нормы;

- правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

Нормы права занимают в этом перечне особое место.

2. Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени:

• Нормы обычаев, регулировавшие труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт, семейные отношения;

• Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, регулировали отправление обрядов.

Особенности норм поведения родовой общины:

• Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разграничения прав и обязанностей;

• Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины.

К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства и т. п.

Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи.

Возникает необходимость регламентировать это производство:

· нормировать,

· учитывать трудовой вклад каждого член общества,

· результаты его труда,

· участие в создании общественных фондов,

· выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд.

Система контроля за соблюдением регламентирующих норм (лица, организации) получает возможность (право) обеспечивать их и с помощью насилия.

Мононормы (и право, и мораль вместе) присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем "расщепления" на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Так появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством.

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества:

• Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством;

• Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел;

• Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

Первый подход – классовый. В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются:

· свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен),

· формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту),

· частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву)

· эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).

Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же.

В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.

Другими словами, само существование общества доказывает существование права.

Таким образом, формирование человеческого сообщества как сложной полиструктурной социальной системы явилось основной исторической предпосылкой возникновения права как общезначимого, общеобязательного регулятора наиболее важных общественных отношений.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития.

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.

Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

3. Теории происхождения права

Представления о праве и его происхождении классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

Теория естественного права

Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам относятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого существования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятствовать другом людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.

Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jusnaturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.

Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров, референдумов нет положительного права.

С точки зрения естественно-правовой теории в цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.