- устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию.
- правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы – постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
- профессиональное правовое образование, подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
- наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);
- влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
- влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Драйзера, современных российских авторов).
Основные принципы правового воспитания:
- связь с жизнью;
- связь c юридической практикой;
- научный характер;
- яркость и образность;
- ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.
В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем, такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции, в целом, в стране значительно увеличилась.
Методы правового воспитания:
- убеждение
- рекомендации
4. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Нигилизм вообще (в переводе с лат. – ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений, законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.
Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты, в конечном счете, в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т. д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д. ). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм (фетишизм), или романтизм – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.
Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности.
Терминологический словарь:
Правосознание – это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.).
Правовая идеология – это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом.
Правовая психология – совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву.
Правовая культура общества– это обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.
Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой идеализм (фетишизм) – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.
Правовое воспитание – особая форма деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм.
Тема 18. Реализация и толкование права
Учебные вопросы:
1. Понятие и формы реализации права
2. Применение как особая форма реализации права. Акты реализации права
3. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права
4. Понятие и необходимость толкования права
5. Способы (приемы) толкования права
6. Виды толкования права
1. Понятие и формы реализации права
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае - это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности), в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий).