Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовой механизм защиты авторских прав в Российской Федерации (стр. 2 из 4)

1.3 Способы защиты авторских прав

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди рассмотренных форм защиты авторских прав имеет судебная защита, реализуемая через обращение в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. При этом обратиться в суд с соответствующим иском вправе правообладатель, а также организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе (от своего имени, но в защиту прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляет такая организация). Судебная защита обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Следует учитывать, что понятие «форма защиты права» является категорией процессуального права, а термин «способы защиты права» – материального (регулятивного) права. Под способами защиты понимаются предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые.

Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав. Защита авторских прав методами публичного права (административно-правовыми и уголовно-правовыми способами) носит дополнительный характер и в основном направлена на общую и частную превенцию (предупреждение) нарушений.

2. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав и их правовая регламентация

В гражданском законодательстве Российской Федерации можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав.

Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты, как правило, любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены ст. 12 ГК РФ.

Второй уровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемых для защиты только конкретных видов гражданских прав или для защиты от конкретных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способы установлены в основном в главе 69 ГК РФ (ст. 1250–1254), являющейся общей для любых отношений интеллектуальной собственности. А непосредственно в главе 70 («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. 1290, 1299–1302).

Конечно же, законодатель попытался скоординировать правила о защите и ответственности, размещенные в разных частях ГК РФ, и гармонизировать возможность их применения с помощью некоторых технических, филологических и логических приемов. Тем не менее, уяснение точного значения подобных правил затруднено.

Следует отметить, что дифференциация правового регулирования защиты прав в четвертой части ГК РФ проводится, прежде всего, исходя из характера нарушенных прав. Изначально устанавливается принципиально важная норма о том, что все интеллектуальные права (в том числе и права на авторские произведения) защищаются теми же способами, которые предусмотрены для защиты других гражданских прав и содержаться непосредственно в ГК (п. 1 ст. 1250). Однако сделана оговорка о том, что данные способы используются «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права».

Далее (ст. 1251 ГК РФ) законодатель в числе способов защиты таких прав называет признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсацию морального вреда, публикацию решения суда о допущенном нарушении. Однако приведенный перечень не является исчерпывающим.

При нарушении авторских прав могут пострадать также честь, достоинство и деловая репутация автора. Но тогда подлежат применению общие для всего гражданского права нормы ст. 152 ГК РФ.

Безусловной новеллой является включение в ст. 1253 ГК РФ правила о том, что при неоднократном или грубом нарушении исключительного права суд в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора; при тех же обстоятельствах может быть прекращена предпринимательская деятельность гражданина, осуществляющего ее без образования юридического лица. Данная норма имеет административно-правовую природу, но ее помещение в ГК РФ принципиальных возражений не вызывает в целях комплексности описания мер ответственности.

Отдельно выделяются нормы (ст. 1252 ГК РФ) о применении мер защиты исключительных прав, сопровождающиеся пояснениями законодателя относительно лиц, к которым могут предъявляться соответствующие требования.

Главная особенность сложившейся системы защиты прав в рассматриваемой сфере заключается в том, что не всякий правообладатель может заявить любое требование и использовать любой способ защиты. Это касается и авторов. Так, после передачи автором своего исключительного права он утрачивает и право на соответствующий данному праву иск, например на компенсацию. Именно так истолковал подобную ситуацию и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №15.

2.1 Отдельные способы защиты личных неимущественных и исключительных прав

Уже отмечалось, что содержащиеся в ст. 12 ГК РФ способы (меры) защиты гражданских прав в целом подлежат применению и при защите правообладателей в сфере авторского права.

Первым в числе способов защиты ст. 12 ГК РФ называет признание права – способа, применяемого как при нарушении авторских прав, так и в случае угрозы их нарушения, при оспаривании прав со стороны других лиц.

Необходимость в применении этого способа защиты возникает тогда, когда оспаривается само наличие у субъекта авторских прав или имеется неопределенность принадлежности этих прав (например, если произведение опубликовано автором анонимно). Снятие такой неопределенности, создание условий для реализации всех прав субъекта и предупреждение со стороны третьих лиц действий, препятствующих осуществлению этих прав, – цели применения данного способа защиты. Судебное решение о признании авторских прав придает ясность, устойчивость правовому положению автора(правообладателя) и может служить основанием для применения санкций, способных предотвращать возможные нарушения.

Пункт 1 ст. 1252 ГК РФ допускает использование иска о признании исключительного права к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, «нарушая тем самым интересы правообладателя». Необходимо обратить внимание, что законодатель говорит не о нарушении конкретно субъективного права, а интересов. Следовательно, истец не должен доказывать факт правонарушения.

Следующий способ – восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Он применяется, когда авторские права могут быть реально восстановлены путем устранения последствий нарушения. Например, автор может потребовать восстановления своего произведения в первоначальном виде, если в него были внесены не согласованные с ним изменения. Если произведение уже обнародовано, то восстановление нарушенных авторских прав в полном объеме уже невозможно. Однако и в этом случае правообладатель может потребовать применения данного способа защиты (проставление на экземплярах произведений имен создателей, уничтожение контрафактных экземпляров и т.п.).

Требование о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из наиболее распространенных способов защиты авторских прав. Чаще всего этот способ защиты применяется в сочетании с возмещением убытков или выплатой компенсации. При этом прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, ведет к пресечению нарушения авторских прав, а возмещение убытков или выплата компенсации направлены на предоставление правообладателям денежной компенсации за потери, которые уже были им понесены.

Хотя действовавший ранее Закон об авторском праве возможность применения данной меры прямо не называл, на практике она применялась.

В сентябре 1996 г. американская корпорация Microsoft обратилась в Московский арбитражный суд с иском к фирме «Триаторис» в связи с незаконной установкой программного обеспечения, правами на которое обладает Microsoft, на компьютеры, которыми торговала «Триаторис». В обоснование своих требований истцы сослались на Женевскую и Бернскую конвенции, положения которых защищают интеллектуальную собственность зарубежных юридических и физических лиц. Ответчики заявили, что компьютерные программы были ими куплены вполне легально на Митинском радиорынке. На это адвокат – представитель истца резонно заметил, что Microsoft не работает на Митинском рынке, а лицензионные договоры необходимо заключать с его официальными представителями. Суд, оценив доводы сторон, обязал «Триаторис» прекратить незаконное распространение программных продуктов, права на которые принадлежат Microsoft, и выплатить производителю 75,9 млн. рублей.

Пресечение действий может заключаться и в установлении запрета. В четвертой части ГК РФ возможность применения данной меры предусмотрена как в отношении личных неимущественных прав, так и исключительного права.

Пресечение действий и установление запрета на их совершение содержательно могут совпадать с мерами по обеспечению исковых требований (ст. 1302 ГК РФ, ст. 139 – 146 ГПК РФ, ст. 90 – 100 АПК РФ). Но если вторые установлены как меры процессуального характера и направлены на создание условий по обеспечению исполнения будущего решения по делу, то первые представляют собой самостоятельные санкции, которые могут приниматься по итогам рассмотрения дела и составлять существо судебного решения.

Защита авторских прав может также осуществляться в результате признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки. Данный способ защиты может использоваться в случае, когда автор (иной правообладатель) полагает нарушенными свои права при наличии договора (иной сделки); например, если оказывается, что издательство не является юридическим лицом или же содержание договора противоречит закону (ст. 168 ГК РФ), либо договор заключен под влиянием обмана и т.п. Основным последствием, помимо установления факта недействительности, здесь является двусторонняя реституция, т.е. стороны приводятся в положение, предшествовавшее заключению сделки (п. 2 ст. 167 ГК РФ).