Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией.
Статьей 17 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", регламентирующей имущественные права автора произведения архитектуры, прямо предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.
При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя.
Исковые требования института, обладающего как работодатель авторов архитектурного проекта исключительными правами на использование служебного произведения, в силу статьи 14 Закона "Об авторском праве..." удовлетворены правомерно»[34].
Помимо названных правомочий автора, можно выделить еще одно специфическое право – право следования. В законодательстве некоторых зарубежных странах (в том числе в Бернской конвенции) оно известно под названием «Право долевого участия». Последнее, является имущественно-неотчуждаемым правом автора. Как закреплено в п.2 ст.17 Закона, в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.
Аналогичное правило, но в более широкой трактовке содержится в п.1 ст. 14 ter Бернской конвенции: В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения.
Важно подчеркнуть, что по российскому авторскому законодательству право следования распространяется только на произведения изобразительного искусства.
В заключение отметим, что в отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Таким образом, носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.
2.2 Смежные права
Смежные права – это права на нематериальные объекты, по своему типу схожие с авторскими правами и примыкающие к авторскому праву. Смежные права не являются единой правовой категорией (поэтому термин «смежные права» всегда применяется во множественном числе), а представляют собой несколько разнородных прав. На международной арене смежные права получили признание лишь во второй половине XX в., особенно после принятия в 1961 г. Международной (Римской) конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (РФ не участвует ни в этой Конвенции, нив других международных договорах по смежным правам). В СССР охраны смежные права не существовало. В Российской Федерации смежные права охраняются по Закону РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах". Признаются три категории смежных прав: права исполнителей, права производителей фонограмм и права организаций эфирного и кабельного вещания. Под исполнителями имеются в виду граждане - актеры, певцы, музыканты, танцоры и иные лица, которые играют роли, декламируют произведения, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы и искусства. К их числу относятся также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры. Объектом, на который исполнитель получает смежные права, является исполнение (а для режиссера-постановщика спектакля - постановка).
Природу и назначение смежных прав объясняют следующим образом: «Словосочетание «смежные права» означает неимущественные права, которые будучи отличными от авторских, связаны с последними в двух отношениях: во-первых, они распространяются на сообщения охраняемых авторским правом произведений и, во-вторых, имеет ряд общих с авторским правом особенностей, поскольку включают – с определенными исключениями – личные права, право на вознаграждение, и, наконец, международную охрану, в том числе, как и в международных авторско-правовых конвенциях, норму, согласно которой иностранцам предоставляется такой же уровень минимальной охраны, как и гражданам данной страны»[35]. Применению непосредственно норм авторского права для регулирования отношений в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания мешает тот факт, что результаты деятельности субъектов смежных прав имеют свои специфические черты и не квалифицируются как произведения науки, литературы и искусства.
Отличительной чертой большинства смежных прав является их зависимость от прав авторов творческих произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.
Отношения в сфере исполнительного творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания в российской федерации регулируются разделом III «Смежные права» Закона от 9 июля 1993г.
В названном Законе определены четыре категории смежных прав:
- исполнительские права,
- права на фонограммы,
- права на передачи эфирного вещания,
- права на передачи кабельного вещания.
Права на передачи эфирного и на права на передачи кабельного вещания одинаковы по своему содержанию, поэтому их обычно определяют в одну категорию смежных прав – прав организаций вещания.
Все категории смежных прав отличаются друг от друга субъектным составом, содержанием, основанием возникновения охраны. Поэтому можно говорить о не едином смежном праве, а о смежных правах во множественном числе.
В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона от 9 июля 1993 г. производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. На исполнителя названный закон возлагает соблюдать права автора исполняемого произведения.
Объектами исполнительских прав являются действия, с помощью которых произведения литературы, искусства или народного творчества доводится до восприятия публики. Охране подлежат как воспринимаемые в процессе непосредственного исполнения на сцене живыми людьми, так и зафиксированные на материальных носителях в виде аудио- или видеозаписей исполнения и постановки.
Исполнения и постановки – разные объекты. При исполнении произведения сообщаются публики посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом. Каждое исполнение одного и того же произведения одним и тем же исполнителем охраняется как единственный акт, и от исполнителя неотделимо.
При постановки создается единый объект – спектакль, предназначенный для многократного исполнения. Постановка «отрывается» от своего создателя – режиссера-постановщика и может затем воспроизводиться без его участия.
К субъектам исполнительских прав относят актеров. Певцов, музыкантов, танцоров, иных лиц, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальных произведениях, танца или каким-либо иным образом[36].
Исполнителям принадлежат два личных неимущественных права: право на имя и право на защиту репутации. Право на имя позволяет исполнителю требовать, чтобы при любом использовании его исполнения указывалось его имя, действительное или вымышленное, причем без искажений.
Право на защиту репутации предоставляет исполнителю право требовать, чтобы его интерпретация произведения воспроизводилась без искажений, что особенно важно в условиях, когда применение технических средств в процессе звуко- и видеозаписи позволяет вносить в результат исполнительской деятельности существенные изменения.
Исключительное имущественное право исполнителя на использование его исполнения состоит из следующих правомочий:
- права передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осуществляется с помощью записи. Речь идет о праве исполнителя на передачу в эфир или по кабелю «живого» исполнения. Если исполнение ранее уже было передано в эфир или по кабелю или если передача исполнения осуществляется с использованием коммерческой записи, это право не действует;
- права записывать ранее не записанное исполнение. Из этого права следует, что реализовывать право на запись исполнитель может только один раз. Повторная запись исполнения без согласия исполнителя не нарушает данное право;