Смекни!
smekni.com

"Русская правда" П.И. Пестеля (стр. 3 из 5)

Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Вся обрабатываемая земля в каждой волости, по проекту П. И. Пестеля, делится на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу, и не может быть ни продана, ни подарена, ни заложена, и на «землю частную», которая будет являться объектом купли-продажи.

Общественная земля делилась бы на участки такого размера, чтобы каждый «…Необходимое для житья одного Тягла доставлять мог. Тяглом разумеется муж с женою и тремя детьми». Эти участки подлежали раздаче в пользование членам волостного общества сроком на один год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином. Из рук в руки участки переходят в следующих случаях: если кто-то не пожелает более заниматься земледелием или хочет переменить участок на свободный, если пользователь не может быть удовлетворён размером участка по причине увеличения числа членов его семьи, а также когда гражданин лишён прав за преступление.[9]

«Земли частные будут принадлежать казне или Частным Лицам, обладающим оными с полною свободою…. Сии Земли, будучи предназначены для образования частной Собственности, служить будут к Доставлению изобилия».[10]

Для осуществления своего аграрного проекта П. И. Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется 10 тысяч десятин или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия. Если имелось менее 10 тысяч десятин, но более 5 тысяч десятин, то половина отбиралась за вознаграждение в виде денег или земли в другой волости, но чтобы общее количество земли не превышало 5 тысяч десятин».[11] Таким образом, помещичье землевладение при полном уничтожении крепостного права частично сохранялось.

Для своего времени проект П. И. Пестеля был чрезвычайно радикальным. Накануне реформы 1861 года крестьянская запашка занимала лишь 1/3 обрабатываемых земель – 2/3 были под барской запашкой. П. И. Пестель же отдавал ½ всей обрабатываемой в государстве земли крестьянам, ничего у них не «отрезав». Таким образом, аграрный проект П. И. Пестеля гораздо шире, чем реформа 1861 года, открывал дверь буржуазному развитию страны.

П. И. Пестель не говорит о выкупе крестьянами полученной земли, «вознаграждение» помещикам платит государство. Предполагалось, что будущая Российская республика будет иметь банки и ломбарды, дающие крестьянам ссуду на первоначальное обзаведение и расширение частного хозяйственного предпринимательства.

П. И. Пестель считал, что правительство новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Он предложил новую налоговую систему, исходя из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Конституция П. И. Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности, объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только перед судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, нозапрещалиьс некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Суд сословный отменялся, вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Окончательной целью государственного переустройства, согласно «Русской Правде», является построение единой и неделимой России. Соответственно, основной и конечной целью национальной политики П. И. Пестель считал слияние всех племен и народов России в единый русский народ.

Важнейшую задачу, которую поставил П. И. Пестель в конституционном проекте, можно сформулировать как достижение единства в государстве. Основу принципа единства составляет политическое единство государства, заключающееся в том, что во всех частях государства действуют одни и те же законы, один и тот же образ правления, а само государство состоит из частей, однородных в политическом смысле. Национальное единство рассматривается им как производное от политического. Оно включает в себя требования слияния всего населения в единую нацию (русский народ), использования единого языка (русского), принятия единой веры (православия), распространения единых обычаев и нравственных представлений, перехода к одинаковому образу жизни. Важно отметить при этом, что для П. И. Пестеля достижение политического и национального единства – не самоцель, а необходимое средство создания процветающего государства.

Анализируя правовое положение народов России, П. И. Пестель сделал вывод, что практически все они обладали теми же правами, что и русские, но помимо этого некоторые из них пользовались важными привилегиями. Так, финны и поляки жили в соответствии со своими законами, не неся каких-либо расходов и обязанностей по поддержке Российского государства; мусульманские правители Кавказа в лучшем случае выплачивали символическую дань. Сибирские инородцы, молдаване, калмыки, казахи были освобождены от рекрутской повинности. В полной мере обязанности перед государством разделяли с русскими лишь некоторые оседлые народы европейской части России, но они к этому времени уже не знали крепостной зависимости. Таким образом, существовала явная диспропорция в соотношении прав и обязанностей русского народа (в широком смысле, включая украинцев и белорусов) и других народов России.

Исходя из важнейшего в его концепции принципа соответствия прав и обязанностей, П. И. Пестель считал необходимым обеспечить справедливое распределение прав и обязанностей между национальными группами, уравнять эти права и обязанности, отказаться от этнических и религиозных привилегий отдельных групп населения в тех случаях, когда они вступают в явное противоречие с интересами государства в целом или его граждан.

Федеративное устройство государства он отвергал. Политическая жизнь многонационального государства, считал П. И. Пестель, может протекать только в системе унитарного государства, какие-либо элементы федерации или автономии не должны допускаться. Административно-территориальное деление страны должно было препятствовать обособлению народностей и способствовать их ассимиляции: административные границы должны были проводиться таким образом, чтобы в пределах одной единицы оказались территории проживания разных народов; в то же время территория проживания одного этноса должна была распределяться по разным единицам.

Основной причиной отказа П. И. Пестеля от федеративного устройства обновленной России являлась опасность раскола страны по национальному признаку. Отказывая народам России в «праве на самоопределение», П. И. Пестель в то же время ничем не ограничивает права граждан, в том числе политические. Тем самым не только минимизируется опасность развития национального сепаратизма (поскольку для него нет материальной основы – не предусмотрены особые права, которыми наделяются национальные сообщества, не закреплены территории за этими сообществами), но и соблюдаются права человека – личные, гражданские и политические - в отношении всех жителей России, ставших ее гражданами. Интерес представителей нерусских народов при таком подходе заключается не в национальном обособлении, а в объединении в общую нацию и принятии гражданства России, поскольку именно этот статус оказывается наиболее выгодным.

Никаких ограничений по национальному, религиозному или языковому признаку в получении российского гражданства и пользования гражданскими правами «Русская Правда» не предусматривала. Однако претенденты на получение гражданства должны были согласиться с двумя основными требованиями: принятие на себя всех установленных законом обязательств перед государством и скорейшим вступлением в русский народ, что подразумевало овладение русским языком и восприятие русской культуры.

Приобретение гражданства и пользование правами гражданства – это, в трактовке П. И. Пестеля, не одно и то же. Человек начинает пользоваться всеми гражданскими правами, когда он становится способным исполнять все установленные законом обязанности перед государством. Поэтому политические права для личности предусматривались после достижения совершеннолетия, а для этнической группы в целом - когда она достигнет необходимого культурного уровня.

П. И. Пестель полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующего Народа, составляя с ним только один Народ…»[12] В то же время П. И. Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения. Все народы, населявшие Россию должны слиться в единый русский народ.

Одним из главных принципов взаимоотношения гражданина и государства у П. И. Пестеля является требование независимости граждан России от иностранных государств. Это требование преимущественно проявляется в недопустимости двойного гражданства для россиян; в запрете вступления их в иностранную службу без предварительного разрешения Верховной власти; в запрете иностранным подданным занимать государственные должности в России; в запрете деятельности тех религиозных (и прочих) организаций, которые признают над собою управление, находящееся вне России.