Указание в определении понятия преступления на виновность, как его необходимый признак, призвано лишний раз подтвердить, что вина субъекта является одним из главных и абсолютно необходимым элементом любого преступления — от самого тяжкого до самого незначительного. Ведь всякое право обращено только к людям, как к разумным и мыслящим существам. Оно предполагает сознательное поведение, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Начиная с 40-х годов в учебной литературе почти общепризнанным признаком преступления стала виновность. И, наконец, в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. этот признак получил законодательное закрепление. В ст. 14 УК сказано, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. В истории российского уголовного права виновность не включали в число признаков преступления. Многие криминалисты выступали против включения признака виновности в понятие преступления, так как деяние, совершенное без умысла и неосторожности, не бывает уголовно противоправным. Следовательно, признак виновности содержится в признаке уголовной противоправности.
Уголовная противоправность деяния предполагает определенное психическое отношение к нему со стороны лица, его совершившего. Право обращено к людям, обладающим сознанием и волей, и, следовательно, уголовно противоправное деяние (действие или бездействие) изначально включает психическое отношение к этому деянию в форме умысла и неосторожности.
Таким образом, если учесть, что противоправность предполагает запрет уголовным законом совершения деяний умышленных и неосторожных, то становится очевидным, что совершение деяний без умысла и неосторожности не может быть уголовно противоправным. Виновность характеризуется психическим отношением лица к запрещенным уголовным законом совершаемому деянию и его последствиям. Следовательно, виновность – необходимое свойство противоправности деяний, которые относятся к преступным, но это не самостоятельный признак преступления.
Все, что входит в пределы действия уголовного закона, является преступлением, а наказуемость – его необходимым свойством. Норма без санкции с угрозой наказания не может быть уголовно-правовой нормой. Исключение наказуемости из числа признаков преступления стирает грань между преступлением и непреступлением. Наказуемость как признак преступления нельзя отождествлять с наказанием за совершение конкретного преступления (от которого можно и освободить виновного). Наказуемость характеризует правовую норму, имеющую уголовно-правовую санкцию. Понимание наказуемо-уголовной противоправности свидетельствует о том, что оно является необходимым признаком преступления. Противоправность и наказуемость – одноплановые понятия, они соотносятся как часть и целое. Выделение наказуемости в качестве самостоятельного признака преступления может быть оправдано стремлением подчеркнуть, что лишь за уголовно противоправное деяние может быть назначено наказание, что преступление и наказание (два самостоятельных основных института уголовного права) взаимосвязаны и взаимообусловлены[11].
Объявляя то или иное деяние в качестве преступления, законодатель устанавливает и соответствующие меры уголовного наказания за их совершение. Поэтому уголовная наказуемость является также обязательным признаком преступления. Данный признак также закрепляется в части 1 статьи 14 УК РФ. Уголовная наказуемость, следовательно, является признаком, отличающим преступление от иных правонарушений.
Если деяние не наказуемо, оно не может рассматриваться как преступление, наказуемость – необходимое свойство преступления. Норма без санкции с угрозой наказания не может быть уголовно-правовой нормой. Исключение наказуемости из числа признаков преступлений стирает грань между преступлением и непреступлением. За каждое преступление в санкциях статей Особенной части предусматривается наказание. Данным признаком преступления закон называет угрозу применения наказания за совершенное деяние. Наказуемость понимается именно как угроза наказания, а не как фактическое реальное применение наказания. Это означает, что не во всех случаях установленное законом наказание подлежит применению. Уголовный закон допускает возможность освобождения лица от уголовной ответственности и наказания, например, в случае деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим. Поэтому признаком преступления следует считать угрозу наказания, а не наказанность деяния. Наказанность – это не признак преступления, а его последствие. Не наказанное преступление не перестает из - за этого быть преступлением[12].
Наличие этого признака в понятии преступления исключает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности за невиновное причинение вреда, каким бы тяжким он ни был. Признак виновности красной нитью проходит через весь УК, начиная с установления принципа вины (ст. 5 УК) и заканчивая указанием на него в диспозициях конкретных норм Особенной части.
Таким образом, преступлением по уголовному законодательству Российской Федерации признается общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние, запрещенное законом под угрозой наказания, совершаемое путем действия или бездействия.
3. Классификация преступлений
Классификация — это метод научного познания, представляющий собой распределение большой совокупности объектов на классы по определенным признакам (критериям). В уголовном праве используют это исходное положение и определяют классификацию преступлений как деление преступлений на однородные группы по тому либо иному критерию.
Классификация преступлений разделения преступлений по категориям в зависимости от определённого критерия (основания) положенного в её основу. Законодателем выделяются группы преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности (ст. 15 УК РФ), неоднократность (ст. 16 УК РФ), совокупность (ст. 17 УК РФ) и рецидива преступлений (ст. 18 УК РФ) (см. Приложение).
По характеру и степени общественной опасности деяний (включая и формы вины) все преступления делятся на следующие категории: небольшой тяжести, средней тяжести и особо тяжкие.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, а также возможно назначение наказания, предусмотренного пунктами "а", "б", "г", "д", "е", "з", "и", "к" ст. 44 УК РФ.
Преступления средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых может быть назначено наказание на срок свыше двух лет, но не превышающее пяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых может быть назначено наказание на срок свыше пяти лет, но не превышающее десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет, а также пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
Необходимо акцентировать внимание на том факте, что тяжкие и особо тяжкие преступления носят сугубо умышленный характер[13].
Большое практическое значение имеет и выделение таких видов преступлений, как длящиеся и продолжаемые. Длящееся преступление — это такое преступление, которое считается оконченным с момента совершения деяния и в таком состоянии длится неопределенное время, пока виновный не будет задержан или не явится с повинной. С этого момента начинает течь срок давности привлечения к уголовной ответственности. К ним можно отнести побег из мест лишения свободы[14], незаконное хранение наркотиков[15] и др.
Продолжаемое преступление совершается несколькими актами, объединенными единым умыслом. Так, кассир магазина, имея умысел совершить присвоение определенной суммы денег, осуществляет задуманное в несколько приемов. Это будет единое преступление, а не неоднократное, что следует учитывать при квалификации.
Неоднократностью преступлений признаётся, в соответствии с частью 1 ст. 16 УК РФ, совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьёй или частью статьи Уголовного кодекса РФ. Неоднократность как квалифицирующий признак преступления в законодательстве используется довольно часто как самостоятельно так и в сочетании с совершением в прошлом преступления аналогичного характера. Совершение двух и более преступлений, предусмотренных различными статьями Уголовного кодекса, может признаваться неоднократным в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. В данном случае речь идёт о совершении тождественных однородных преступлений.
Под тождественными преступлениями понимаются такие составы, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй УК РФ.
Под однородными преступлениями понимаются такие составы, которые посягают на одинаковые или сходные непосредственные объекты, имеют одинаковую форму вины, похожую мотивацию. Например, в примечании 3 к ст. 158 УК РФ неоднократными и однородными применительно к посягательствам на чужое имущество признаётся посягательство, осуществляемое в различных формах (кража, присвоение, грабёж, вымогательство и т.д.), а также совершение преступления, если ему предшествовало совершение одного или более преступлений, предусмотренных ст. 158-166 и статьями 209, 221, 229 УК РФ.
Преступление не может быть признано совершённым неоднократно, если за ранее совершённое преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), примирение с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), изменением обстановки (ст. 77 УК РФ), с истечением сроков давности (ст. 78 У К РФ), либо судимость за ранее совершённое лицом преступление была погашена или снята в соответствии с частями 3, 4, 5 ст. 86 УК РФ.