Законность или незаконность действий по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, определяется тем, соответствуют ли они основаниям и процедурам такого устройства, которые установлены федеральным семейным законодательством, основанными на нём подзаконными актами, а также законодательством субъектов Федерации. Например, соблюдены ли требования, которым должны удовлетворять усыновители, опекуны и т.д.; требования относительного судебного порядка усыновления, процедура усыновления иностранными гражданами; соблюдены ли права детей на жильё, социальные выплаты и т.д. Думается, что при всех условиях должна быть обоснована существенность нарушений.
Незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154) образуют: 1) совершенные неоднократно незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемную семью; 2) единичный факт нарушения установленного порядка устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с нарушением положений Семейного кодекса РФ или норм, содержащихся в Положении о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам, при наличии корыстных побуждений.
Фактически преступление может выражаться в усыновлении детей, родители которых живы и не лишены родительских прав; при отсутствии письменного согласия на усыновление; в посреднической деятельности по усыновлению (удочерению) детей, осуществляемой от имени лиц, желающих усыновить (удочерить) их, за вознаграждение; усыновление без согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста, а также без учета требуемой разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком; назначение в качестве опекуна (попечителя) лица, неспособного выполнять соответствующие обязанности; в передаче ребенка на воспитание в семью лицам, не имеющим права выступать в качестве приемных родителей[10].
Объект преступления — совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование семьи и развитие несовершеннолетнего. Потерпевшие — лица, не достигшие 18-летнего возраста.
Объективная сторона характеризуется совершением незаконных действий по усыновлению (удочерению) детей либо по передаче их под опеку (попечительство), а также на воспитание в приемные семьи. Диспозиция ст. 154 УК носит бланкетный характер, т.е. для применения нормы необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами, регламентирующими порядок усыновления (удочерения), передачи детей под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи. Этот порядок устанавливается Семейным кодексом Российской Федерации, Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам от 15 сентября 1995 г.[11] Если перечисленные в диспозиции ст. 154 УК действия совершаются с нарушением условий и требований, содержащихся в указанных нормативных актах, они являются незаконными, а при определенных условиях — преступными. Этими условиями являются неоднократность (т.е. совершение перечисленных действий два и более раз), а также субъективный признак — корыстная мотивация. При наличии корыстного мотива преступным является и единичное совершение одного из указанных действий. Например, преступной является совершенная неоднократно передача детей на воспитание лицам, ведущим аморальный образ жизни, а также совершенное за вознаграждение оформление усыновления ребенка лицом престарелого возраста, инвалидом первой или второй группы, которые сами требуют ухода и материального вспомоществования.
Оконченным это преступление, если указанные незаконные действия совершены из корыстных побуждений, является с момента совершения незаконного усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи. При совершении обрисованных действий не из корыстных побуждений данное преступление признается оконченным, когда незаконные усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи осуществлены неоднократно, то есть во второй раз. Причем не имеет значения, совершены в первый и во второй раз только незаконное усыновление (удочерение) детей, передача их под опеку (попечительство) и т.д. либо в первый раз осуществлено незаконное усыновление (удочерение) детей, а во второй – незаконная передача их под опеку (попечительство) или незаконная передача их на воспитание в приемную семью и т.д., то есть допустимо любое сочетание перечисленных незаконных действий. Субъект данного преступления общий – лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивом как обязательным признаком субъективной стороны данного преступления, совершаемого в первый раз, являются корыстные побуждения виновного, то есть побуждения приобрести любые имущественные блага.
2.3 Разглашение тайны усыновления (удочерения)
Ст. 155 УК устанавливает ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения). Эта норма одновременно защищает и законные интересы усыновителей.
Правда может возникнуть вопрос, как совместить рассматриваемые запрет разглашать тайну усыновления с правом ребёнка знать своих родителей. Ответ мы находим в ст. 137 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которым при усыновлении взаимных личные неимущественные и имущественные права возникают между усыновителями и усыновлёнными, а между последними и их кровными родителями прекращаются.
В некоторых случаях усыновляемому известен факт усыновления (например, если требуется его согласие), но это не исключает ответственности того, который разгласит этот факт третьим лицам. Общественно опасный характер этих действий связан не только с возможной психической травмой для усыновлённого, но и с тем, что семья становится предметом пересудов, злословия и т.п. в её окружении.
Разглашением тайны усыновления является сообщение, сделанное в любой форме, что лицо, которое считается сыном или дочерью определённых родителей, фактически не рождено ими. Достижение совершеннолетия усыновлённым к моменту разглашения не исключает ответственности виновного. Как и смерть усыновителей или усыновлённого.
Объект преступления — совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование семьи. Объективная сторона заключается в разглашении тайны усыновления (удочерения) вопреки воли усыновителя. Статья 139 Семейного кодекса РФ содержит положение о том, что судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, а также должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а равно иные лица, осведомленные о факте усыновления, обязаны сохранить тайну усыновления.
Разглашение тайны усыновления (удочерения) представляет собой предание огласке сведений конфиденциального характера об усыновлении (удочерении) ребенка без согласия усыновителя. Преступление является оконченным, когда соответствующая информация становится достоянием хотя бы одного постороннего лица или становится известна усыновленному ребенку. Способы разглашения могут быть различными: устный, письменный, в печати, по телевидению, это не влияет на квалификацию деяния.
Субъективная сторона — прямой умысел. Если субъектом преступления выступает частное лицо, оно несет ответственность за рассматриваемое деяние при условии совершения его из корыстных или иных низменных побуждений.
Субъект: либо лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну (например, судья, работники органов опеки и попечительства), либо частные лица, которым по каким-то причинам известен факт усыновления (удочерения) ребенка.
2.4 Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
Эта норма является традиционной для отечественного законодательства. Её значимость в современных условиях подчёркивает ст. 39 Конституции РФ, которая включила в систему гарантий прав человека и гражданина взаимную обязанность родителей заботиться о несовершеннолетних детях и обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях. Детализированное изложение порядка уплаты и взыскания средств на содержание содержится в разделе VI Семейного кодекса РФ.
Рассматриваемый состав преступления охватывает только случаи, когда обязательство уплаты средств возникло по решению суда. Нарушение же обязательства, принятого добровольно, влечёт не уголовно-правовые, а гражданско-правовые последствия.
Непосредственный объект преступления, ответственность за которое установлена ст. 157 УК РФ, – общественные отношения, обеспечивающие защиту имущественных интересов несовершеннолетних детей и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей и родителей. В п. 2 ст. 38 Конституции РФ закреплено, что «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а в п. 3 этой статьи – что «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Согласно п. 1 ст. 80 и п. 1 ст. 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать соответственно несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а согласно п. 1 ст. 87 этого Кодекса трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. В соответствии с Семейным кодексом РФ алименты, то есть средства на содержание детей или родителей, взыскиваются на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, имеющего силу исполнительного листа, или по решению суда.