Смекни!
smekni.com

Процесс становления правового государства (стр. 4 из 7)

Но, с другой стороны, именно правовое общество призвано обеспечивать закону статус не только основополагающего, первичного, но в перспективе и единственного регулятора общественных отношений. Концепция правового государства исходит их того, что приоритет права с неизбежностью должен выступать как безусловное верховенство закона во всей системе правовых актов.

Именно поэтому подзаконные акты в принципе должны утратить характер нормативного регулятора, поскольку их прямое назначение – обеспечивать правоприменительную деятельность. Это в первую очередь касается указов и иных актов президента, исполнительных органов власти, которые должны значительно сузить свое нормативное содержание, предоставив возможность издания актов, содержащих правовые нормы, органам законодательной власти. Принципиальное повышение роли представительных органов – это важное направление развития правового государства, устранение элементов авторитаризма в его деятельности.

Для обеспечения этого направления следует решить ряд задач, которые в настоящее время выливаются в сложные проблемы, препятствующие безусловному подчинению всех органов государства закону. Из жизни общества должны быть устранены факты неуважения к закону, правового нигилизма, грубого нарушения прав и свобод человека, неисполнения предписаний закона.

Для устранения этих проблем необходимо, прежде всего, устранить разбалансированность в системе права, касающуюся соотношения законов и иных правовых актов. Любой несовершенный закон должен отменяться представительным органом власти, т.е. законодательным путем, а не путем изменения законов подзаконными актами. Между тем в современный период широкое распространение получила идея о несовместимости социальной справедливости с формальным пониманием закона и чисто юридическими способами признания его недействительности. В силу этого имели место случаи, когда устаревшие законодательные предписания отменялись незаконным путем, т.е. с помощью подзаконных актов. Эта же идея послужила основанием для широкого развития «президентского нормотворчества».

Для повышения качества законов необходимо установить и четко соблюдать порядок их принятия, одобрения, подписания и опубликования.

Конечно, решение всех выше отмеченных задач сопряжено с большими трудностями, но только с их решением возможно полное подчинение праву и закону всех органов государства, что является непременным условием для формирования правового государства

Основным атрибутом организации и деятельности правового государства является принцип разделения властей. Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти в одних руках, защищает граждан от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных органов. Речь идет о выделении трех разновидностей власти по такому основанию, как характер полномочий их органов: законодательной, исполнительной и судебной. Практически разделение властей означает не что иное, как функциональный разрез государственной властной деятельности, разграничение компетенции между соответствующими органами.

Однако разделение властей нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства – Конституция должен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение и выделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно тоже не в состоянии. Поэтому единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм»[9].

При этом каждая из ветвей власти имеет свою специфику. Укрепление государства зависит прежде всего от реальной силы и авторитета законодательной власти. Назначение этой власти в издании законов, а также в осуществлении контроля за их исполнением. Главной чертой законодательной власти является ее представительный характер. Осуществляющий ее орган непосредственно избирается всеми гражданами страны, а акты законодательной власти должны выражать волю народа и соответствовать политическим и юридическим факторам общественной жизни, а также не противоречить положениям Конституции.

Другая черта – коллегиальность представительного органа, осуществляющего законодательную власть. Он состоит из выборных лиц, совместная деятельность которых и призвана создавать закон. Это своеобразный политический форум, объединяющий представителей наиболее влиятельных сил общества.

Наибольшим динамизмом и активностью отличается исполнительная власть. К компетенции президента отнесены важные функции исполнительной власти с широким кругом полномочий. На местах – руководители администрации. Но столь серьезное усиление исполнительной власти нивелируется организационными и правовыми противовесами со стороны законодательных органов – вплоть до отрешения президента от должности, отказа в доверии правительству и т.д., что призвано гарантировать защиту общества от злоупотреблений в деятельности исполнительных структур.

Судебная власть учреждается, чтобы поддерживать всю систему правового регулирования в обществе и в особенности защищать права и свободы человека.

Таким образом, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную является основополагающим принципом правового государства, поскольку данный принцип предполагает отсутствие концентрации власти в чьих бы то ни было руках, что исключает возможность злоупотребления властью и ущемления прав и свобод человека.

Высшей целью общественного развития в правовом государстве является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Само объявление человека высшей ценностью[10] есть не что иное, как установления ответственности государства перед личностью, поскольку не государство дарует человеку права и свободы, а человек обладает неотчуждаемыми правами и свободами, принадлежащими ему от рождения и охраняемые государством во всех стадиях их реализации.

Таким образом, в качестве главной функции государства должна быть признана охрана интересов человека, защита его прав. Вся деятельность государства и его политических структур в условиях цивилизованного общества подчинена задаче гарантирования прав и свобод человека, обеспечению их реализации, установлению механизма защиты. Поэтому из всех проблем взаимной ответственности государства и личности особо должна быть выделена проблема гарантирования прав и свобод человека. Именно она имеет значение как одна из характерных черт правового государства[11].

Реальность закрепленных в конституции основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом, способами, так и государством в целом. При этом реализуется прежде всего связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами.

Таким образом, гарантии прав и свобод граждан имеют в целом государственный характер независимо от их конкретного содержания. При подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления. Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, т.е. гарантирует им права на достойную жизнь и свободное развитие путем создания достаточного жизненного уровня человека.

Отсюда следует, что под гарантиями нужно понимать созданные государством средства обеспечения фактических и юридических возможностей пользоваться демократическими правами и свободами для всех граждан данного общества. Соответственно их система включает в себя материальные, политические и юридические гарантии.


2. Формирование правового государства в России

2.1 Идеи правового государства в России

После свершения Октябрьской революции именно марксистское учение о политическом, а не о правовом государстве и попытались реализовать большевики, взяв курс на установление диктатуры пролетариата. И как следствие, созданное государство стало орудием подавления политических противников советской власти, орудием подавления инакомыслия. Можно утверждать, что в силу ряда объективных и субъективных причин вместо диктатуры пролетариата установилась диктатура партийно-государственного аппарата. Руководители государства, объединив в руках партии рычаги всех ветвей власти, совершали без учета специфики социально-экономических условий неправовые эксперименты – от насильственной коллективизации и массового переселения народов до безжалостного уничтожения неугодных режиму лиц.

Официальное отношение к доктрине правового государства было сформулировано в докладе известного деятеля коммунистической партии и советского правительства Л.М. Кагановича по случаю 12-й годовщины советской власти, с которым он выступил в Институте советского строительства при коммунистической академии: «…мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства…Понятие «правовое государство» изобретено буржуазными учеными для того, чтобы скрыть классовую природу буржуазного государства… Конечно, все это не исключает закона. У нас есть законы, наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются целесообразностью в каждый данный момент».