Смекни!
smekni.com

Собственность семьи: вопросы правового регулирования (стр. 4 из 19)

Наконец, необходимо отметить, что состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ как статики экономических отношений собственности в свою очередь существует в виде нескольких разновидностей. Экономически различаются индивидуальное, коллективное и общественное (общенародное) присвоение, а также смешанные формы присвоения (собственности в экономическом смысле). Такое различие проводится в зависимости от того, кто выступает в качестве самостоятельного, независимого субъекта соответствующих отношений присвоения: отдельный человек или группа людей (супруги, лица, совместно ведущие крестьянское или другое трудовое хозяйство, и т.д.), определенным образом организованный коллектив (например, кооператив, акционерное общество, иное предприятие) или все общество (нация, народ) в целом. Соответственно этому выделяются индивидуальная, коллективная и общенародная собственность как экономические категории или самостоятельные формы собственности.

Их правовое оформление возможно двумя путями. Первый из них связан с тем, что каждая из перечисленных экономических категорий получает самостоятельную, правовую форму. Тогда возникает право собственности граждан, право собственности юридических лиц, право собственности государства. По такому пути пошли современные законы о собственности. Однако неизбежно связанные с ним различия в правовом положении собственников вступают в противоречие с общепризнанной идеей равенства всех форм собственности. Поэтому более предпочтительным представляется другой путь, избранный в новых Основах гражданского законодательства - признание за всеми субъектами имущественных отношений - гражданами, юридическими лицами, государственными образованьями - одного, единого права собственности с общим содержанием и отказ от закрепления различных - форм (видов) права собственности[18]. Одним из возможных вариантов правового оформления собственности является также закрепление законом права частной собственности в качестве общей правовой формы индивидуального и коллективного присвоения, противостоящей в этом смысле общенародному присвоению, выражаемому в форме права государственной собственности. Необходимо подчеркнуть, что право частной собственности рассматривается в нем как юридическая, а не экономическая категория, основанная на традиционном противопоставлении частного и публичного права, а вовсе не на попытке законодательного закрепления отношений индивидуального (частного) присвоения крупных средств производства с эксплуататорским характером их последующего хозяйственного использования.

Право собственности охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам. В совокупности они составляют право собственности в объективном смысле - как единый, комплексный (многоотраслевой) институт права. Институт права собственности выполняет в обществе три основные функции: во-первых, нормы права собственности устанавливают принадлежность того или иного имущества определенным лицам; во-вторых, нормы права - собственности закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом; в-третьих, они предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника. Право собственности в субъективном смысле, как и всякое субъективное право, есть мера возможного поведения управомоченного лица, в данном случае собственника. Реальность и ценность всякого субъективного права заключается в характере и объеме тех возможностей, которые данное право предоставляет лицу.

С этой точки зрения субъективное право собственности - самое широкое право по содержанию. Оно предоставляет собственнику возможность по своему усмотрению использовать имущество для предпринимательской и любой иной деятельности, не запрещенной законом, и вообще совершать в отношении собственного имущества любые, не противоречащие закону действия, в том числе передавать другим лицам правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отчуждать его, использовать в качестве предмета залога и иным образом распоряжаться им.

Право собственности предоставляет собственнику ряд возможностей. Прежде всего, возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (числить на балансе и т.п.). Поскольку такая возможность имеет предусмотренное законом основание или титул (например, договор купли-продажи с предшествующим владельцем, переход по наследству и т.п.), она называется законным или титульным владением в противоположность фактическому, беститульному (т.е. незаконному) владению (например, лица, присвоившего находку или клад).

Правомочие пользования есть основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд). Оно тесно связано с правомочием владения, ибо собственник может пользоваться своим имуществом только при условии одновременного владения им. Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству, уничтожения и т.д.). Оно представляет собой наиболее ярко выраженное, "сильное" правомочие, по наличию которого собственник обычно легко отличается от иных титульных владельцев (хотя и последние иногда в той или иной мере обладают этой возможностью).

У собственника одновременно концентрируются все три перечисленных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества (хотя и с теми или иными ограничениями). Так, арендатор не только владеет и пользуется имуществом собственника по договору с ним, но и вправе с согласия последнего передать имущество в поднаем (т.е. внаем третьему лицу), внести в него изменения, улучшающие его состояние или назначение (надстроить или перепланировать дом, реконструировать взятое в аренду оборудование и т.д.), т.е. в известных рамках распоряжаться им.

Из этого следует, что сама по себе "триада" перечисленных правомочий собственника недостаточна для характеристики содержания его права. Более того, было бы неправильным представлять ее как единственно возможный вариант описания правомочий собственника.

Она родилась в работах средневековых комментаторов римского права, а в русском законодательстве впервые появилась в 1832 году в ст.420 т. X ч.1 Свода законов. Законодательство других государств использует иные формулировки, говоря, например, о праве "пользоваться и распоряжаться вещами наиболее - абсолютным образом" (ст.544 Гражданского кодекса Франции) или о праве "распоряжаться вещью по своему усмотрению и отстранять других от всякого на нее воздействия" (§ 903 Германского гражданского уложения). В современном англо-американском праве насчитывают свыше 10 правомочий собственника, причем способных в разных сочетаниях концентрироваться у разных лиц одновременно и давать около полутора тысяч вариантов прав собственности[19].

В англо-американском праве допускается даже разделение (расщепление) правомочий собственника между несколькими различными лицами одновременно. Так, собственник вправе передать свое имущество или его определенную часть в управление и, распоряжение другому, лицу - управляющему (траста) для определенных собственником целей. При этом доходы от использования такого имущества по указанию собственника-учредителя поступают третьему лицу - выгодоприобретателю (бенефицианту), в качестве которого может выступать и сам собственник. В отношениях со всеми иными лицами (кроме учредителя и бенефицианта) управляющий траста выступает в качестве собственника, действуя, однако, в строгом соответствии с установленными ему учредителем траста целями. Такая конструкция получила название доверительной собственности (траста). В континентальном праве считается невозможным разделить право собственности между собственником и иными лицами, поскольку собственник сохраняет свои правомочия в полном объеме даже при передаче имущества другому лицу, например, в аренду. Соответствующие же доверительной собственности отношения здесь, оформляются с помощью договоров поручения или комиссии[20].

Таким образом, "триада" правомочий собственника является юридической конструкцией, рожденной историческим развитием нашего законодательства, а не отражением каких-то особых экономических отношений владения, пользования и распоряжения. Следовательно, юридическая специфика права собственности заключается не столько в перечне правомочий собственника, который может быть самым различным, сколько в самом их характере. Дело не только в том, что правомочия на имущество у нанимателя, например, всегда уже, чем у собственника (тем более что собственник вправе наделить другое лицо любыми имеющимися у него правомочиями). Делю в том, что правомочия собственника дают ему возможность устранять, исключать всех других лиц от хозяйственного господства над принадлежащим ему имуществом, если на то нет его воли.