Анализируя положение детей в ретроспективе, к числу основных причин, обусловливающих в последние годы сокращение для абсолютного большинства российских детей вышеперечисленных условий вплоть до их полной ликвидации, можно отнести:
- попрание прав детей в различных сферах их жизнедеятельности;
- снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей;
- неразвитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей ничтожно малы);
- рост безработицы;
- тотальную духовно-нравственную деградацию общества;
- легализацию криминальных форм жизнедеятельности не только и не столько отдельных личностей, сколько уже сформировавшихся поколений.
Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.
Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.
Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.
В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом.
1.2 Специализированная система юстиции для несовершеннолетних детей
На начальном этапе любого научного анализа необходимо определить исходные понятия. Применительно к данной главе основным понятием, несомненно, является термин юстиция. В юридической литературе этот термин употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле слово юстиция понимается как «система органов судебного ведомства, находящегося в подчинении Министерства юстиции»[10]. В широком значении юстиция – это деятельность, направленная на осуществление права, правосудия, законности[11]. Для целей данного изучения представляется необходимым использовать второе более широкое понятие, имеющее не столько правовой, сколько социальный смысл. Одним из видов ювенальной юстиции является ювенальная юстиция, которая существует в целом ряде стран Европы и Америки. Ювенальная юстиция это система органов осуществляющих защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Социальная потребность в системе ювенальной юстиции связана с необходимостью, прежде всего, нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, непосредственно занимающихся воспитанием, обучением, подготовкой к труду, охраной здоровья и т.п. Не менее важная социальная задача ювенальной юстиции связана с корректировкой нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершающего правонарушения. При наличии правового основания органы ювенальной юстиции принимают решения и реализуют в отношении лиц, не достигших 18 лет, необходимые меры правового воздействия (наказания, принудительное воспитание, лечение).
Сформулированные таким образом цели ювенальной юстиции позволяют определить ее функции. На наш взгляд, их нельзя свести к основной задаче органов правосудия — обеспечению законности и обоснованности выносимых правовых решений и их исполнению. Представляется также недостаточным, если к этому добавить особые воспитательные средства воздействия, которые должны оказывать органы юстиции на несовершеннолетнего правонарушителя. Не отрицая важность всех этих задач, мы, тем не менее, полагаем, что ювенальной юстиции присущ ряд специфических функций. Ее органы, по нашему мнению, должны обеспечить в максимально возможной степени справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних. Понятие справедливости шире законности и обоснованности, оно включает:
а) правильный выбор меры воздействия в пределах санкции закона;
б) охрану несовершеннолетних от реального проявления несовершенства закона, его несоответствия реальным условиям жизни подрастающего поколения и т. п., любое несправедливое решение подростком воспринимается не так, как взрослым, оно быстрее и интенсивнее блокирует желание несовершеннолетнего исправиться и, наоборот, способствует сохранению социально-психологической установки, противоречащей нормам права;
в) защиту прав и законных интересов, несовершеннолетних при рассмотрении любого дела (не только гражданского, но и уголовного, административного и т.п.). Речь идет о правах и законных интересах, как связанных с предметом доказывания по делу, так и находящихся за его пределами, о нарушении которых становится известно правоохранительным органам. Столь широкий подход обусловлен тем, что в отношении материнства и детства государство берет на себя функции защиты (ст. 38 Конституции РФ);
г) обеспечение в максимально возможной степени социализации несовершеннолетнего. Особое воспитательное воздействие, которое должны оказывать на подростка органы ювенальной юстиции представляется недостаточным в плане адаптации его к жизни в обществе. Помимо нравственно-психологических качеств (на изменение которых рассчитано воспитание) он должен приобрести социальные качества личности (знания, профессиональные навыки, трудовые навыки, привычки и потребности в культурных формах проведения досуга, опыт нормального социального общения). В социологии и педагогике этот процесс называется социализацией личности. При этом воспитание рассматривается как одно из средств социализации. Формирование социальных свойств личности достигается образованием (в том числе профессиональным), подготовкой к труду, укреплением здоровья и т. п. Право на образование охрану здоровья является конституционным, т. е. принадлежит любому гражданину страны. Поэтому представляется, что применение к подростку мер правового воздействия (наказания и др.) не должно прерывать процесс социализации личности несовершеннолетнего. Процесс этот необходимо продолжить, включив в его реализацию органы ювенальной юстиции и предоставив им для этого соответствующие материальные условия. Помимо этого следует подчеркнуть, что все перечисленные социальные функции ювенальной юстиции, выполнение которых необходимо с точки зрения потребностей личности и общества, должны найти должное отражение в соответствующих правовых актах. Причем это относится к законодательной регламентации (федеральной и региональной), к правовым актам, регламентирующим отдельные направления деятельности ювенальной юстиции и правомочия отдельных органов, выполняющих функцию ювенальной юстиции.
По мнению авторского коллектива сотрудников НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ выполнение функций ювенальной юстиции обеспечивается в первую очередь структурой ее системы, которая может быть охарактеризована с помощью классификации входящих в эту систему органов. Существует несколько оснований такой классификации. Одно из них — характер деятельности органов ювенальной юстиции. По этому признаку органы могут быть разделены на четыре следующие группы:
- разрабатывающие законодательство, направленное на обеспечение прав и интересов детей и подростков;
- осуществляющие охрану прав несовершеннолетнего;
- осуществляющие правосудие по делам несовершеннолетних;
- исполняющие решения (приговоры, постановления), вынесенные по делам несовершеннолетних[12].
Государство, как правило, замечает и воздействует на ребенка, когда он уже стал правонарушителем или преступником. Однако тогда это воздействие становится запоздалым. Преступником мы называем подростка условно, поскольку деяния, совершенные им, при условии его совершеннолетия неизбежно повлекли бы за собой уголовную ответственность.
В рассмотрении вопросов юридической защиты прав подростков судья, прежде всего, должен подробнее разобраться в целом ряде психологически и педагогически сложных аспектов подросткового возраста. Времени для этого у него, как правило, нет. Следовательно, для правильного и взвешенного определения необходимой меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя судья остро нуждается в полноценной, проанализированной, обобщенной и компетентно представленной информации о подростке и его средой окружении (семья, школа, друзья и т. д.).
Только всестороннее рассмотрение обстоятельств и ситуации позволит принять взвешенное, справедливое судебное решение, способное вернуть подростка в общество не с «пожизненной печатью» уголовника, а полноценным его членом. Именно такая ресоциализация и должна быть основной заботой и целью общества, государства, а, следовательно, и органов правосудия. Процесс ресоциализации подростка необходимо начинать с выяснения степени социальной опасности его ближайшего окружения и только потом его поведения или поступков. И если меру социальной опасности способно определить современное уголовное законодательство, то, как воздействует на ребенка окружающая его среда, сегодня остается, по существу, вне контроля общества. Чтобы устранить этот дефект, сотрудниками Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» была предложена следующая концепция ювенальной юстиции: