Смекни!
smekni.com

Юридический анализ состава бандитизма (стр. 4 из 5)

Осознание общественно опасного характера столь сложного деяния как терроризм включает в себя осознание многообъектности посягательства и общеопасного способа исполнения первоначального действия, а также осознание того, что это действие может породить состояние страха среди населения на уровне социально-психологического фактора и способствовать оказанию воздействия на адресата требований.

Предвидение общественно опасных последствий терроризма — это представление о тех событиях и тех последствиях, которые могут произойти в будущем с неизбежностью или с той или иной долей вероятности: возникновение общеопасного вреда, могущего повлечь невинные жертвы или иные тяжкие последствия, либо создание реальной опасности его причинения, порождение в обществе состояния страха, напряженности, причинение вреда адресатам требований.

Желание, как волевой признак прямого умысла, состоит в стремлении к определенному результату, последствиям, т.е. с прямым умыслом могут достигаться лишь те результаты, последствия, которые выступают в качестве цели виновного. При наличии прямого умысла цели и последствия находятся в неразрывной связи и, как заметил А. И. Рарог, "желание как признак умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут наступать в качестве: 1) конечной цели, 2) промежуточного этапа, 3) средства достижения цели и 4) необходимого сопутствующего элемента деяния" [16, с. 68].

В качестве средства достижения цели террористов служат последствия совершения общеопасных действий или угрозы таковыми, которые приводят к информированию об этом неопределенно большого количества людей.

Промежуточной целью является обстановка страха, напряженности в результате информационного воздействия на неопределенно большое количество людей.

Конечной целью выступает понуждение государства, международной организации, физического, юридического лица или группы лиц к совершению каких-либо действий или отказу от них в интересах террористов и в ущерб адресатам воздействия.

Таким образом, цель деяния, будучи тесно связанной с объектом посягательства и последствиями, оказывает в то же время влияние на характер и степень вины.

Таким образом, субъективная сторона терроризма - характеризуется прямым умыслом. Это указывает, что преступники сознательно идут на совершение данного поступления, они осознает, что могут причинить вред.

Субъективная сторона бандитизма - характеризуется прямым умыслом, это прекрасно видно из текста ст. 286 УК РБ: "Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой)". Создание устойчивой вооруженной группы не может произойти спонтанно, для этого требуется определенное время, чтобы участники преступной группы смогли достаточно хорошо узнать друг друга, организовали для своей преступной группы достаточную материальную базу, приискали себе для совершения преступлений необходимое оружие, выбрали себе преступного лидера [8, с.35].

Субъективная сторона захвата заложника характеризуется виной в форме только прямого умысла. Виновный при захвате заложника осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Умысел виновного при захвате заложника направлен создание обстановки страха, неуверенности у населения, чтобы таким образом оказать давление на власть, ее органы или должностных лиц с целью изменения их деятельности в интересах преступников.

Прямым умыслом применительно к захвату заложника, является осознание виновным общественной опасности своих действий и желания их совершения. Осознание виновным общественной опасности захвата заложника предполагает фактическое понимание им характера и социальной значимости тех общественных отношений, на которые он посягает, совершая преступление, понимание содержания своих действий, а также фактических обстоятельств совершенного (место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления и т.д.). Виновный при этом не может не осознавать и противоправности совершаемых им действий, однако это необязательно, главное - осознание именно общественной опасности.

Делая вывод из вышесказанного, можно сказать, что по субъективной стороне преступления бандитизм, терроризм и захват заложника характеризуются абсолютно одинаково. Они характеризуются прямым умыслом. При терроризме преступники абсолютно осознанно идут на преступление ввиду того, при терроризме цель нападения это дестабилизация общественного порядка, либо устрашение населения, либо оказание воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствование политической или иной общественной деятельности. При бандитизме одно то, что банду необходимо создавать говорит о том, что всё делается абсолютно осознанно и имеет прямой умысел. Что касается захвата заложника, то из цели совершения преступления (цель: понуждения государства, международной организации, юридического или физического лица или группы лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия) ясно видно, что преступление может быть только умышленным.

Сравним субъекты рассматриваемых преступлений:

Субъектом терроризма может быть признано лишь физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, а именно лицо достигшее 14-летнего возраста [12, с. 567].

Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попасть под влияние взрослых и совершать преступные действия.

Субъект бандитского нападения - лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста.

Субъект захвата в заложники - лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Как видно из вышесказанного между субъектами бандитизма, терроризма и захвата в заложники есть различие. При терроризме и захвате в заложники конкретно указывается возраст, с которого наступает ответственность за данное преступление. Ответственность за бандитизм наступает с 16 лет но, согласно Постановлению Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. № 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций" - лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста.

Проведём сравнительный анализ квалифицированных форм терроризма, бандитизма и захвата в заложники:

Захвата в заложники имеет 3 квалификационные формы:

1. Захват либо удержание лица в качестве заложника, соединенные с угрозой его убийства, причинения ему телесных повреждений или дальнейшего удерживания этого лица, в целях понуждения государства, международной организации, юридического или физического лица или группы лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

2. Захват заложника, совершенный: группой лиц по предварительному сговору; повторно; с применением во время захвата либо удержания лица насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего; в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении заведомо для виновного беременной женщины; в отношении двух или более лиц; из корыстных побуждений или по найму.

3. Действия, указанные в пункте 1 и 2, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, либо повлекшие умышленно или по неосторожности иные тяжкие последствия [2, ст. 291].

Терроризм так же имеет 3 квалификационные формы:

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации общественного порядка, либо устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности.

2. Терроризм, совершенный группой лиц по предварительному сговору либо повлекший причинение ущерба в особо крупном размере или иные тяжкие последствия.

3. Действия, указанные в пункте 1 и 2, сопряженные с убийством человека либо совершенные организованной группой [2, ст. 289].

Что касается бандитизма (одна квалификационная форма):

1. Создание банды, то есть вооруженной организованной группы с целью нападения на предприятия, учреждения, организации или на граждан, либо руководство бандой, либо участие в банде или совершаемых ею нападениях [2, ст. 286].

Второй квалифицированный вид терроризма и захвата заложника делает данные преступления очень близким с бандитизмом. Они совершается группой лиц по предварительному сговору. Отличия бандитизма от терроризма и захвата заложника: и при терроризме и при захвате заложника тоже может присутствовать группа лиц, но это не обязательное условие

Применение оружия, а равно предметов используемых в качестве оружия, то же сближает данные преступления.

Делая вывод из сравнительного анализа таких преступлений как бандитизм, терроризм и захват заложника можно сказать:

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что основными разграничивающими признаками рассматриваемых преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.