Смекни!
smekni.com

Основы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих (стр. 2 из 15)

Нормы римского права нашли отражение в Дигестах (опубликованы в 533 г. н.э.) - важнейшей части Свода римского права, в которых содержались извлечения из сочинений римских юристов. Многие нормы были посвящены защите прав и имущественных интересов римских легионеров, например, устанавливались отдельные виды воинских преступлений и наказаний (Аррий Менандр в 1-й Книге "О военном деле", Модестиан в 4-й Книге "О наказаниях", 16-й Титул 49-й Книги Дигест), вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью (Марициан в 3-й Книге "Институций", Марцер в 1-й Книге "О военном деле").

Под возмещением вреда понималось "пенсионное" обеспечение, которое осуществлялось в виде пожалования полевых участков, домов и других видов вознаграждения, в том числе предоставления права приобретать недвижимость. Если в период службы легионер незаконно приобретал недвижимость, то она подлежала изъятию в пользу казны. В случае уважительной причины отставки, например, когда военнослужащий объявлялся непригодным более к военной службе вследствие физического или психического заболевания, запрещалось преследовать такого легионера, несмотря на то, что он вопреки закону купил земельный участок, но до возбуждения об этом дела был уволен со службы.

Таким образом, состояние здоровья как основание увольнения с военной службы имело определяющее значение при разрешении вопроса о конфискации незаконно приобретенного недвижимого имущества. В целом, система деликтных обязательств в римском праве характеризовалась тем, что не существовало общего правила об ответственности за причиненный противоправными действиями вред. Понятием "частный деликт" в римском праве охватывалось правонарушение, включающее три элемента: объективный вред, причиненный незаконными действиями; вину правонарушителя, а также признание со стороны объективного права данного действия деликтом. Право гражданина на возмещение вреда понималось в широком смысле слова как право на восстановление нарушенных прав и как право получить с нарушителя вознаграждение. При причинении вреда жизни или здоровью лица, состоящего на военной службе, возмещение ограничивалось пенсионным обеспечением и наградами (как правило, земельными наделами) за счет государственной казны.

Нормы римского права оказали определяющее влияние на формирование правовых систем европейских государств в течение второго исторического периода - Средних веков (V в. - XVII - XVIII вв.). Ярким примером служит Салическая правда - памятник права раннефеодального общества V - VI вв. В Салической правде, как и в памятниках древнеримского права, нашли отражение нормы об охране естественных прав человека. Отличительной особенностью этих норм является то, что смертная казнь применяется только в специальных случаях, указанных в законе: государственная измена, освобождение преступника, задержанного графом, и др. Нанесение увечий лицам, состоящим на королевской службе, или убийство их наказывалось штрафом. В условиях развития феодального землевладения в государстве франков в VI - VIII вв., как и в древнеримском государстве, основной формой вознаграждения за военную службу являлось предоставление земельных участков, в том числе и после увольнения с военной службы.[3]

Первые правовые источники IX - X вв. - договоры Руси с Византией (911, 944, 971 гг.) дают представление о складывающемся праве Древней Руси, подтверждая существование как принципа талиона за причинение смерти, так и имущественных санкций за совершенное преступление. Например, при причинении увечья мечом или копьем виновный обязан был уплатить 5 литр серебра (литра - мера веса в Древней Руси), а если он был неплатежеспособен, то его имущество (даже одежда) распродавалось, т.е. виновный признавался, по существу, должником.

Нормы о защите жизни и здоровья человека, закрепленные в договорах Руси с Византией, несколько отличались от норм, регулирующих отношения, связанные с причинением вреда жизни или здоровью, непосредственно на Руси. В текстах договоров содержатся ссылки на "Закон Русский", представлявший собой, по мнению историков-правоведов, свод обычаев. Можно предположить, что обусловлено это было международным характером договоров, и закрепление, например, кровной мести за убийство человека другого государства противоречило бы политическим целям, обостряя межгосударственные отношения. Такой вывод следует из сопоставления норм, закрепленных в договорах (911, 944, 971 гг.), с нормами, содержащимися в Русской Правде - памятнике права Древней Руси, состоящей из Устава Ярослава Владимировича (1019 - 1054 гг.) и Устава Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.), а также в Псковской судной грамоте (1397 г.). Источниками Русской Правды были законодательство князей и судебная практика, свидетельствующие о том, что на Руси была распространена кровная месть за убийство, а в случае, если мстить было некому, с виновного взыскивался штраф. Особенностью правовых норм, охраняющих естественные права человека на Руси, следует признать взыскание в пользу потерпевшего только части штрафа, а большая часть взыскивалась в пользу казны. Если виновный не мог уплатить указанную сумму или убийца не был найден, то платила община, к которой принадлежал виновный или на территории которой был найден убитый. Это подтверждается нормами, изложенными в Суде Ярослава Владимировича (Русский Закон): "Если кто ударит кого мечом, но не убьет до смерти, платит 3 гривны, а раненому - гривну за рану, да еще, что следует за леченье. Если же убийца из той же общины (как и виновный) и находится налицо, то община или помогает ему, так как и он приплачивал за других по общественной раскладке, или же платит дикую виру в 40 гривен сообща, а вознаграждение потерпевшим платит сам убийца, внося в виру только свою долю по раскладке".

Итак, правовые нормы Древней Руси о защите личных прав (жизни и здоровья) были схожи с нормами, содержащимися в правовых источниках Древнего Рима. Они закрепляли имущественные санкции за причинение вреда нематериальным благам человека и только в исключительных случаях предусматривали смертную казнь. В то же время право Древней Руси имело свои особенности: виновный нес имущественную обязанность не только перед потерпевшим, а в большей степени перед князем (казной). В условиях общинного строя распространена была коллективная ответственность за совершенное членом общины преступление против жизни и здоровья.

Исторический период, начиная с XII в., и особенно в XV - XVII вв , характеризуется рецепцией (заимствованием) норм римского права рядом западноевропейских стран. Это привело к тому, что основные положения римского частного права о деликтах (о защите естественных прав, об имущественных штрафах, об основаниях освобождения от ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью) были воспроизведены в нормативных правовых актах ряда государств. Наиболее четко это прослеживается на примере права Германии, представленного Каролиной (1532 г.) - уголовно-судебным уложением "Священной римской империи германской нации", ряд положений которого сохранился практически в неизменном виде, например, понятие и условия необходимой обороны: "если на кого-либо нападут или набросятся со смертельным оружием или орудием или нанесут ему удар и подвергшийся насилию не может путем бегства уклониться от... опасности для своей жизни, тела, чести и доброй славы, то он может безнаказанно защищать свое тело и жизнь путем правомерной обороны".