Командир (начальник) воинской части по письменному заявлению заинтересованных лиц может выдавать копии служебных документов, исходящих от воинской части, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся военнослужащих или лиц гражданского персонала. Копии таких служебных документов выдаются на бланке с угловым штампом воинской части. Верность копии служебного документа свидетельствуется личной подписью командира (начальника) воинской части и проставлением гербовой печати. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данной воинской части. Примерное содержание удостоверительных надписей приведено в приложении N 38 к Инструкции. В таком же порядке командир (начальник) воинской части может выдавать копии имеющихся в воинской части служебных документов, исходящих от других воинских частей, от которых непосредственно получить копии этих служебных документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда служебные документы были исполнены на бланках с угловыми штампами, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.
Воинские части высылают также копии имеющихся у них служебных документов по запросам других воинских частей и гражданских предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Командир (начальник) воинской части обязан свидетельствовать верность копий документов, необходимых для представления военнослужащими, лицами гражданского персонала и другими гражданами в эти воинские части, если законодательством не предусмотрено предоставление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке.
Военно-страховая компания и ее филиалы (иные страховщики) имеют право направлять запросы, связанные со страховыми случаями, в воинские части и военно-лечебные учреждения Министерства обороны РФ, другие министерства и ведомства, которые обязаны сообщать сведения и направлять необходимые документы об обстоятельствах наступления этих случаев.
В случае признания военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы, по состоянию здоровья не годными для дальнейшего прохождения службы (военных сборов) при их убытии к избранному месту жительства воинской частью или военно-лечебным учреждением им вручается копия свидетельства о болезни с соответствующим заключением военно-врачебной комиссии для представления в Военно-страховую компанию (иную страховую организацию)[21]. В случае отказа в выплате страховых сумм страховая организация письменно сообщает об этом заявителям с обязательной мотивировкой причины отказа. Документы, по которым принято решение об отказе, хранятся в страховой организации.[22]
Если в период прохождения военной службы либо в течение одного года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов) застрахованным лицам при их переосвидетельствовании в бюро медико-социальной экспертизы повышена группа инвалидности, страховые суммы исчисляются исходя из разницы количества окладов денежного содержания, причитающихся по вновь установленной и прежней группам инвалидности.
Увольняемым с военной службы (военных сборов) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (гражданам, призванным на военные сборы), в связи с признанием их военно-врачебными комиссиями (ВВК) не годными или ограниченно годными к военной службе воинской частью выдается заверенная в установленном порядке копия свидетельства о болезни для представления ее в страховую организацию на предмет решения вопроса о выплате страховых сумм. В данном случае документы для решения вопроса о выплате страховой суммы оформляются и представляются в страховую организацию через военный комиссариат по месту жительства.
Практика реализации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ свидетельствует о преобладании в данном институте социальной защиты чисто страхового, узкого подхода - выплаты военнослужащим и членам их семей страховых сумм за счет денежного фонда, формируемого страховщиком на базе страховых взносов, выплачиваемых из средств бюджета Министерства обороны РФ, других силовых министерств и ведомств, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Подобный подход обусловлен нормами главы 48 ГК РФ, Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федерального закона 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников Федеральных органов налоговой полиции".
Преобладание узкого, страхового подхода в реализации одного из основных институтов социальной защиты военнослужащих приводит к тому, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих существует в отрыве и без учета функционирования других форм социальной защиты военнослужащих, получивших повреждение здоровья в период прохождения военной службы, что исключает возможность согласованности всех институтов единой по социальному значению сферы - защиты жизни и здоровья военнослужащих ВС России. Эта несогласованность приводит к необоснованному и нецелесообразному игнорированию в обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих учета и оценки тех страховых случаев, наступление которых прямо связано с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы.
Перечень членов семьи военнослужащего, имеющих право на получение страхового обеспечения, существенно отличается от перечня членов семьи, имеющих право на единовременное пособие. Ситуация, при которой охват мерами социальной защиты членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, гораздо меньше, чем по случаям смерти военнослужащих, умерших не при исполнении обязанностей военной службы, противоречит и общему смыслу Конституции РФ (в частности, ст. 55), и основным принципам социальной справедливости.[23]
Ситуации, когда, например, в случае смерти отца-военнослужащего его дети в возрасте до 23 лет, проходящие заочное обучение в вузе, получают только страховку, в том время как остальные члены семьи - и страховку, и единовременное пособие, когда единственные воспитатели военнослужащего, погибшего в Чечне, - дедушка или бабушка - получают только страховку, а в выплате единовременного пособия им отказывают, так как для получения этого пособия они не определены в качестве членов семьи, и другие подобные случаи способствует только одному - росту социальной напряженности в связи с неурегулированностью некоторых вопросов.[24]
Необоснованно усложнен и процесс подготовки и оформления документов. Требуется отдельное оформление документов на страховое обеспечение и отдельное - на единовременное пособие, что усиливает бюрократическую проволочку и не способствует повышению эффективности механизма социальной защиты военнослужащих. На основании изложенного вполне обоснованные основания для придания случаям, определенным в качестве основания для выплаты единовременных пособий, статуса страховых случаев по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих можно внести следующие изменения и дополнения в законодательные нормы:
При расчете страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих учитываются оклады этих военнослужащих по воинскому званию и должности. Подобная "привязка" страховой суммы к воинскому званию и должности противоречит общему смыслу дифференцированного подхода к организации социальной защиты, учитывающего объем напряженности и повышенного риска военной службы как особого вида государственной службы, готовности военнослужащих жертвовать своим здоровьем и жизнью по имя интересов государства. Вряд ли отвечают принципу социальной справедливости такие условия, при которых солдату, получившему повреждение здоровья при проведении контртеррористических мероприятий в Чечне, выплачивается страховая сумма гораздо меньше той, которую получает офицер, получивший подобное же повреждение здоровья на даче.[25]
В армиях других государств существует иной подход в исчислении суммы страховой суммы. Например, в ВС Украины для расчета страховой суммы в подобном виде страхования для всех военнослужащих, вне зависимости от воинских званий и должностей, учитывается размер минимального прожиточного уровня, в ВС Белоруссии - размер минимальной заработной платы. В армиях стран дальнего зарубежья военнослужащим выплачивается фиксированный размер страховой суммы, рассчитываемый по страховому тарифу, выбранному самим военнослужащим. К неурегулированным вопросам необходимо отнести реализацию обязательного государственного страхования военнослужащих, жизнь и здоровье которых подлежит обязательному государственному страхованию также и по другим федеральным законам.[26]
Таким образом, обозначенные проблемы в очередной раз подчеркивают необходимость постоянного совершенствования законодательных норм, регулирующих сложные и многогранные вопросы социальной защиты военнослужащих, которые являются неотъемлемой частью их статуса.