Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения (стр. 3 из 13)

В итоге, к 1864 г. только 55,8 % офицерского корпуса русской армии имело потомственное дворянство, остальные были дети личных дворян (офицеров и чиновников, не дослужившихся до потомственного дворянства), духовенства, почетных граждан, купцов, мещан, крестьян (казаков, в том числе солдатских детей). Возникла необходимость повышения профессиональной подготовки офицеров, которую в определенной степени обеспечивали кадетские корпуса и военные училища (офицерские классы), создание условий для получения специального военного образования в военно-учебных заведениях для широкого круга населения.

Военная реформа 1860-1870-х гг. и реформа военного образования была проведена по программе, разработанной и осуществленной под руководством Дмитрия Алексеевича Милютина.

В ходе военной реформы специальное военное образование было отделено от общего, а военно-учебные заведения были разделены на 4 разряда: высшие (военные академии), средние (военные и канцелярские училища, специальные школы), средние общеобразовательные (военные гимназии и кадетские корпуса) и низшие (военные школы). [8]

Начиная с 1863 г. кадетские корпуса (кроме Пажеского и Финляндского) преобразованы в военные гимназии. Для подготовки технических специалистов были созданы оружейная, техническая и другие школы. В 1880 г. военный министр П.С. Ванновский восстановил кадетские корпуса как закрытые учебные заведения.

В начале ХХ в. подготовка военных кадров стала отставать от практики вооруженной борьбы, что подтвердилось в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. Поэтому во время проведения военных реформ 1905-1912 гг. сеть военно-учебных заведений расширилась, усилилась их специализация. Они стали делиться на разряды:

1) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действующей службы (7 академий, 3 морских высшие школы и другие офицерские школы);

2) средние специальные, готовящие командные и инженерно-технические кадры (прапорщиков, подпоручиков, поручиков) для армии и флота из числа лиц, окончивших кадетские корпуса и средние общеобразовательные школы (4 военно-морских училища, 2 авиационные школы и др., офицерские классы Пажеского корпуса для подготовки офицеров в гвардию);

3) средние общеобразовательные (28 кадетских корпусов и др.);

4) низшие специальные школы (оружейные, мореходные и др.). В программах и учебных руководствах военно-учебных заведений больше места, чем прежде, отводилось отработке практических навыков и приемов. С начала первой мировой войны при военных училищах были созданы ускоренные курсы прапорщиков, позднее при запасных пехотных бригадах стали создаваться пехотные школы прапорщиков (срок обучения 3 месяца).

После Октябрьской революции 1917 г., согласно приказу наркома по военным делам от 28 января 1918 г., на базе расформированных военных училищ старой российской армии открылись 13 ускоренных военных курсов, готовивших из рабочих и крестьян комсостав для пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск и др. Одновременно начали работать курсы по подготовке комсостава флота. В 1919 г. для подготовки старшего комсостава армии и флота организована сеть высших военно-учебных заведений (академии, институты).

За годы Гражданской войны 1917 – 1922 гг. военно-учебные заведения подготовили около 60 тыс. командиров. Так как основную массу военно-учебных заведений составляли краткосрочные курсы (дававшие только начальную военную подготовку), они не могли удовлетворить потребности РККА и РККФ в командных кадрах.

В ходе военной реформы 1924-1925 гг. была создана система военно учебных заведений, включавшая: подготовительные военные школы; окружные повторны курсы; курсы усовершенствования; военные академии. К 1929 г. в СССР действовали 6 военных академий, 48 военных школ сухопутных войск, 6 школ ВВС, 3 военно-морских училища. [9]

Наиболее распространенным типом военно-учебных заведений стали средние военные школы, преобразованные во второй половине 1930-х гг. в военные училища. В связи с созданием кадровой армии и угрозой возникновения войны сеть военно-учебных заведений была расширена, а в Наркомате обороны СССР в 1936 г. создано Управление военно-учебных заведений.

В 1941 г. в СССР насчитывалось 19 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 203 средних военных училища, 68 курсов усовершенствования, в которых обучалось свыше 300 тыс. человек. В начале Великой Отечественной войны многие военно-учебные заведения были эвакуированы в глубь страны, сроки обучения сокращены. В 1943 г. образованы суворовские училища и нахимовские училища. За годы войны военно-учебные заведения подготовили для армии и флота около 2 миллионов офицеров.

В послевоенный период в связи с ростом технической оснащенности Советских Вооруженных Сил потребовалось большое количество квалифицированных кадров, что привело к изменениям в системе подготовки офицеров. В 1950-1960 гг. средние военные училища преобразуются в высшие, создаются новые со сроками обучения 4-5 лет. К середине 1970 –х гг. сложилось три уровня военного образования: среднее военно-специальное, высшее военно-специальное и высшее военное. Непосредственное руководство военно-учебными заведениями осуществляли главнокомандующие видами вооруженных сил и начальниками родов войск, Главным и Центральным управлений МО СССР. Координация деятельности военно-учебных заведений, выработка предложений по организацию и совершенствованию учебной и методической работы возлагалось на Главное управление высших учебных заведений МО СССР.

В 1992 г. военно-учебные заведения СССР, расположенные на территории Российской Федерации, преобразованы в военно-учебные заведения РФ, а Главное управление военно-учебных заведений на правах управления вошло в состав Главного управления подготовки и распределения кадров МО РФ.

В конце 90-х гг. XX в. существенно поменялась законодательная база в сфере обороны и образования. Новая государственная политика сориентирована, прежде всего, на создание единого образовательного пространства Российской Федерации и включение его в мировую систему образования. Динамичные изменения социальных условий и соответствующей правовой базы породили целый ряд проблем в системе военного образования. [10]

Таким образом, в СССР в начале второй половины XIX и XX веках стремительным образом развивались военно-учебные заведения, начиная от военных школ и заканчивая военными академиями по подготовке и переподготовке офицеров, в которых нуждалась советская армия. Принималась различная правовая база по увеличению количества военных учебных заведений и расширению сфер подготовки офицеров. В конечном итоге военная реформа принесла определенные положительные результаты, которые улучшили качество подготовки офицерского состава и советской армии в целом.

1.2 Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Военно-учебные заведения строят свою деятельность для достижения поставленных целей на основании юридической базы, которую составляют нормы права в области управления высшим образованием. Эти нормы вносят «ясность и стабильность» в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, формируют определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан. Специфика отношений в области военного образования отражается на регулирующих эти отношения законодательных актах и составляющих их основу нормах права.

Правовые акты, действующие в сфере военного образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно классифицировать по различным критериям - традиционно, по юридической силе, или более разнообразно: в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления.

Регулирование соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации[11]: применительно к высшему образованию это, прежде всего, ст. 43, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст.8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14) , а также статья 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»[12] и статьи 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском и профессиональном образовании». Разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием в вопросах совместного ведения реализуется непосредственно в законах, постановлениях, приказах, решениях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые либо устраняют проблемы федерального законодательства, либо дополняют спецификой региона.

На возникающие в процессе жизнедеятельности вузов, в т.ч. и военных, отношения распространяется значительное число общих правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений в сферах смежных с образовательной. Так отношения, возникающие в ходе осуществления образовательной деятельности, могут регулироваться различными отраслями законодательства (гражданского, административного, финансового, военного и т.п.) и, соответственно, относятся к предмету ведения различных законодателей (федеральному, региональному, местному), либо к совместному ведению (бюджетные, налоговое, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья, трудовые отношения и т.п.).