К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Кодексом (ст.50) установлено деление юридического лица на коммерческие и некоммерческие организации, которое отсутствовало в законе "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Основным признаком коммерческой организации является получение прибыли в качестве основной цели деятельности, к ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Полное товарищество, в отличие от прежнего законодательства, признается юридическим лицом. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, т.е. в кодексе дан не исчерпывающий перечень некоммерческих организаций.
По новому решен в Кодексе вопрос о правоспособности юридического лица. Коммерческие организации обладают универсальной правоспособностью (за исключением унитарных предприятий), т.е. могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Специальная правоспособность для коммерческих организаций может возникнуть в силу требования закона (страховые организации, банки, инвестиционные институты) либо сами учредители могут установить специальную правоспособность в учредительных документах. Правоспособность некоммерческих организаций является специальной и определяется целями создания.
Отдельными видами деятельности юридические лица могут заниматься только на основании лицензии. Однако перечень лицензируемых видов деятельности устанавливается законом (но не постановлением Правительства или указом Президента). Сделки заключенные без лицензии являются оспоримыми, т.е. для признания ее недействительной необходимо доказать, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна была знать о незаконности сделки.
В ст.52 об учредительных документах следует отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы учредительными документами юридического лица могут быть устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. Исключение составляют учреждения, которые создаются на основании Положения утвержденного собственником имущества.
В этой же статье зафиксировано новое правило относительно изменений учредительных документов. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления регистрирующего органа. Однако юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Государственная регистрация всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы должна осуществляться органами юстиции. Конечно же это не означает, что существующая система регистрации будет упразднена, по-видимому, она будет упорядочена (сейчас регистрацию осуществляют районные администрации, Регистрационная палата, КВС, ЦБ) и передана в ведение Управления юстиции. До принятия специального закона о регистрации юридического лица действуют ст.34 и 35 закона "О предприятиях.".
Все коммерческие организации должны иметь фирменное наименование, в котором должно быть указание на организационно-правовую форму. Фирменное наименование полного товарищества, помимо указания на организационно-правовую форму, должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания".
Нормы о филиалах и представительствах изменений не претерпели, но если раньше в уставе головного предприятия можно было ограничиться общей фразой о возможности создания филиала или представительства, то теперь, в соответствии с ч.3 п.3 ст.55, представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Иначе говоря, если в уставе головного предприятия нет указания на соответствующее обособленное подразделение, то в устав должны быть внесены дополнения с указанием конкретного филиала или представительства.
Посвященная органам юридического лица статья 53 обязывает лицо, выступающее от его имени, действовать в интересах представляемой организации добросовестно и разумно. В случае нарушения этих требований оно может быть обязано возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
Новое правило установлено ст.56, согласно которой если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями, собственником имущества или другими лицами, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания, то на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Большое количество норм кодекса посвящено созданию реальных гарантий соблюдения прав кредиторов и участников юридического лица. С этой целью ряд требований предъявляется к уставному капиталу хозяйственных обществ.
Основная роль уставного капитала как гарантии интересов кредиторов раньше только подразумевалась, об этой обеспечительной функции уставного капитала говорилось в юридической литературе, но не в нормативных документах. Теперь в статьях 90, 99 законодателем прямо установлено назначение уставного капитала общества: им определяется минимальный размер имущества хозяйственного общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом.
Уменьшение уставного капитала возможно только после предварительного уведомления всех кредиторов, которым в этом случае предоставлено право требовать досрочного исполнения обязательств (ст.90, 101).
Увеличение уставного капитала хозяйственного общества допускается после его полной оплаты (внесения вкладов всеми участниками). Принятием этих норм законодатель намерен не допустить возможности покрытия понесенных обществом убытков или оплаты выпущенных акций путем увеличения уставного капитала.
Другое нововведение относительно уставного капитала состоит в том, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано уведомить кредиторов и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. В том случае, если стоимость активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
В кодексе подробно регламентирован порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц как по решению учредителей, так и в судебном порядке (ст.57-65). Особое внимание при этом уделяется защите имущественных интересов кредиторов реорганизуемых и ликвидируемых организаций. Введена специальная статья 60 - "Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации". В случае принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители обязаны письменно уведомить об этом кредиторов, которые имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая организация, и возмещения убытков.
Ряд обязанностей возлагается на учредителей юридического лица и в случае принятия ими решения о ликвидации (ст.62, 63).
Во-первых, учредители обязаны незамедлительно сообщить о своем решении в регистрирующий орган, который вносит в реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Во-вторых, по согласованию с регистрирующим органом учредители назначают ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия помещает публикацию, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный и окончательный ликвидационный баланс; осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.
Особое внимание следует обратить на ст.64 "Удовлетворение требований кредиторов", которой устанавливается отличная от предусмотренной гражданским процессуальным законодательством очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно - задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается после удовлетворения претензий кредиторов, обеспеченных залогом.
Как воспримет судебная практика это противоречие материального и процессуального закона пока сказать трудно.
На наш взгляд, можно рассуждать следующим образом: гражданское право не регулирует гражданские процессуальные правоотношения, иначе говоря, нормы материального права не могут устанавливать обязательную для суда процедуру принятия решений. Нам могут возразить, сославшись на ч.1 ст.4 вводного закона, говорящую о том, что законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР действуют на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса. Однако указанная норма вводного закона регулирует применение только гражданского законодательства и ни в коей мере не относится к Гражданскому Процессуальному кодексу.
Поэтому, как нам кажется, до внесения изменений в процессуальный кодекс, ст.64 ГК может применяться только при ликвидации юридического лица в добровольном порядке без обращения в суд. Если же дело о ликвидации юридического лица рассматривается судом, то суд обязан и будет применять нормы своего процессуального кодекса.