В период феодальной раздробленности процесс продолжает оставаться обвинительным: дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, стороны обладают равными, процессуальными правами. Он протекал публично и устно с соблюдением определенных форм. Полное равенство сторон проводилось настолько далеко, что в случае откладывания дела обвинитель и обвиняемый должны были подвергаться одному и тому же режиму: если обвиняемого при обвинении некоторых тяжких преступлениях сажали до суда под замок, то той же участи подлежал и обвинитель. Это делалось, для того, чтобы не создавать обвинителю преимуществ в деле собирательства доказательств.
Представительство в процессе первоначально не допускалось, но постепенно при разбирательстве гражданско-правовых споров стали допускать представителей. Защитников не было, но стороны могли на равных основаниях пользоваться услугами «знатоков права», а в XIII веке уже появляются адвокаты.
Порядок вызова в суд устанавливался в зависимости от сословного положения обвиняемого. Так, «Кутюмы Бовези» проводят различие между вызовом в суд дворян и лиц незнатного происхождения. В первом случае судья-сеньор вызывал дворянина при помощи двух равных ему по положению лиц, по крайней мере, за 15 дней до судебного заседания, а простолюдина вызывал судейский служитель (сержант) накануне или в день судебного заседания.
По-прежнему, как и в раннефеодальный период, наилучшим видом доказательства являлось признание обвиняемого или ответчика. В «Кутюмах Бовези» отмечается появление нового вида доказательств: письменных доказательств.
В случае отрицания обвиняемым вины или отказа ответчика признать иск прибегали для доказательства к свидетельским показаниям или судебному поединку. В период феодальной раздробленности сохраняются еще ордалии, наиболее распространенными видами которых были испытание холодной или кипящей водой и раскаленным железом. Постепенная отмена ордалий начинается с XIII века. Вид доказательства избирал обвинитель, но если он при этом терпел неудачу, то не имел права прибегнуть к другому виду доказательства.
При свидетельских показаниях необходимо было по меньшей мере два свидетеля. Не могли быть свидетелями родственники, слуга сторон и зависимые – от них лица. Первоначально сервы не могли быть свидетелями в делах касавшихся свободных людей.
Судебный поединок превратился в один из основных видов доказательства при спорах между свободными людьми и особенно между феодалами. Вызов на судебный поединок происходил в строго определенной форме. Обвинитель произносил определенную формулу вызова. Одновременно обвинитель бросал перчатку в лицо обвиняемому. Если последний поднимал ее, значит, принимал вызов, на поединок.
Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, а простые люди-палками. В случае столкновения на суде лиц разного социального положения действовало следующее правило: рыцарь, унизившийся до вызова на поединок простолюдина, дрался пешим, без шлема и палкой, а если простолюдин обвинял рыцаря, последний дрался верхом и своим оружием. Духовные лица, женщины, дети, мужчины старше 60 лет и калеки могли выставлять вместо себя специальных бойцов, и в этом случае побежденному бойцу отрубали кисть правой руки.
Судебный поединок происходил в присутствии судей и в определенном ими месте. Побежденный признавался неправым и либо приговаривался к соответствующему наказанию, либо принуждался к удовлетворению предъявленного ему иска. В случае обвинения в преступлении, за которое следовала смертная казнь, побежденный на месте подвергался казни.
На судебный поединок можно было вызвать и свидетелей, с показаниями которых та иди иная сторона была не согласна. Феодальный процесс первоначально не знал обжалования решения суда в собственном смысле слова. Если сторона была не согласна с решением суда, она могла вызвать на поединок всех судей по очереди или весь состав суда сразу, за исключением сеньора-председателя суда. Для того чтобы избежать поединка сразу со всеми судьями, равными ему по положению, которые высказывают единое мнение, обвиняемый должен был обратиться к сеньору с просьбой, чтобы каждый член суда громко произносил свое мнение.
Обжалование в виде вызова на поединок осуществлялось тут же, на месте судебного заседания. Простолюдинам запрещалось обжаловать решение суда своих сеньоров.
Начиная с реформ Людовика IХ Святого судебный поединок постепенно исчезает в качестве вида судебного доказательства. Дальнейшее развитие процесса и отделение гражданского процесса от уголовного связано с двумя основными факторами: обострением классовой борьбы и усилением королевской власти. Суд превращается в орудие королевской карательной политики. На смену обвинительному процессу приходит новая форма, получившая название следственно-розыскного, иначе инквизиционного процесса. На его возникновение и основные черты огромное влияние оказало каноническое право.
Характерными чертами этой новой формы процесса по разбирательству уголовных дел являются следующие:
1) право возбуждения уголовного дела переходит от потерпевшего к органам государства, которые уже по собственной инициативе разыскивают преступника и ведут следствие;
2) процесс подразделяется на две стадии: первая стадия – тайный розыск преступника и проведение необходимых следственных действий – по его изобличению, оформляемых протоколами; вторая стадия – публичное и открытое судоговорение, которое тоже постепенно превращается в тайное, ибо разбор дела сводится к оценке судьями доказательств, собранных на первой стадии процесса;
3) в видах доказательств господствует система так называемых формальных (легальных) доказательств. Закон устанавливает значение, вес каждого доказательства. Судья уже не выносит решение на основе своего внутреннего убеждения, основанного на оценке представленных суду доказательств, а должен оценивать доказательства в соответствии с правилами, предписанными законом. Гак, например, полным доказательством считалось показание только двух свидетелей, а показание одного свидетеля – это половина доказательства и т.д. Были установлены даже 1/4, 1/8 части доказательства;
4) используется пытка как средство получения признания обвиняемого, ибо «признание считалось основным видом доказательства, «царицей доказательств».
Эта форма процесса складывалась постепенно, зародилась раньше всего в королевских судах. Практика королевских судов по борьбе с «разбойниками», «'бродягами», «нищими» и т.п. была впервые обобщена в Ордонансе Людовика XII «О суде и охране порядков в королевстве» 1498 года, который законодательно оформил введение следственно-розыскного, инквизиционного процесса наряду с обвинительным процессом. В 1339 году Ордонанс Франциска I «Об отправлении правосудия» дополнил предыдущий Ордонанс, еще больше ограничив права обвиняемого в процессе. Окончательное законодательное оформление данной формы процесса было завершено «Большим уголовным ордонансом» 1670 года. Согласно Ордонансу 1670 года процесс начинался со стадии предварительного расследования, которая включала общее и специальное расследование. Общее расследование заключалось в установлении факта совершения преступления и розыске лица, совершившего его. Предварительное расследование начиналось не только по жалобе потерпевшего, но и по доносу, и по инициативе прокурора или судебных органов. Во время общего расследования производился сбор доказательств, уличающих преступника. Этим занимался специальный следственный судья, облекавший все свои следственные действия в форму письменных протоколов.
При специальном расследовании производилась проверка всех собранных доказательств. Все свои показания обвиняемый должен был давать под присягой. При новой форме процесса появился такой вид доказательств, как очная ставка. Для получения признания обвиняемого к нему применяли пытку. Все следственные действия и на этой стадии оформлялись в письменном виде.
После окончании предварительного следствия дело поступало в суд, который рассматривал материалы предварительного расследования в закрытом, негласном заседании. Докладчиком на судебном заседании был следственный судья. По докладу следственного судьи должен был дать свое заключение прокурор. После допроса обвиняемого суд выносил приговор.
По малозначительным преступлениям после проведения предварительного расследования могло быть проведено судебное разбирательство дела на началах обвинительного (ординарного) процесса.
В период абсолютизма гражданский процесс отделается от уголовного. Основные начала гражданского процесса были закреплены Ордонансом 1667 года. Гражданский процесс сочетал письменное производство до начала судебного разбирательства с публичным и устным характером судебного разбирательства, основанного на началах состязательности. Рассмотрение дел должно было происходить с участием прокурора как представителя государства и представителей сторон – адвокатов.
Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V–VI вв. франками была завоевана часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов.
Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) V–VII вв. – период монархии Меровингов и 2) VIII в. – первая половина IX в. – период монархии Каролингов.
В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междуусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.