РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
1. Основные черты права
Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права.
Можно выделить следующие черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.
Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенного римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.
В IХ-ХI вв. устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа объяснялось, во первых, господством натурального хозяйства, обособлявшим отдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоров политической, в частности судебной, власти. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами.
В период феодально – раздробленного государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовое системы.
В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Заним признавалось значение «общего обычая». Север Франции считался «страной обычного права», ибо территориальные обычаи – кутюмы являлись там основным источником права.
В период формирования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IX предписал своим бальи собрать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. Сборник этих обычаев, составленный в 70-х годах XIII века, был назван «Учреждения Людовика Святого» и включал в себя кутюмы Парижа, Орлеана, Тура, Анжу и Мэна. Он получил общеобязательную силу в королевском домене, а также во владениях многих королевских вассалов.
В ХIV-ХV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.
В 1453 году Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен был его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Эта работа продолжалась и при преемниках Карла VII. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которых распространялось на большой территории. В период абсолютной монархии В ХVII-ХVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса (ордонанс 1670 г.), гражданского права (ордонанс 1731 г. – о дарениях, 1733 г.-о завещаниях, 1747 г. – о субституциях), в области торговли и мореплавания (1681 г. – морской ордонанс, 1673 г. – устав о торговле). В 1783 году был издан так называемый Черный кодекс о положении рабов в колониях.
Источником права, вносившим общие начала, единообразие в пеструю систему обычного права, было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. В ХV-ХVIII вв. оно стало фактором, способствовавшим выработке общих правовых принципов в условиях. отсутствия единой правовой системы. Римское право применялось на «Севере» в тех случаях, когда кутюмы не давали ответа на вопросы, поставленные жизнью.
Большое влияние на формирование и развитие права оказали также каноническое и городское право.
Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства – на землю. Во Франции оно приняло наиболее классическую форму, свойственную западноевропейскому феодализму. Феодальное право собственности в период раннего и развитого феодализма характеризовалось: а) иерархической структурой, б) условностью и в) ограниченным характером.
Оно сосредоточивалось в руках класса феодалов. Крупное землевладение выступало в форме аллода, бенефиция. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном, фьефом. В Х-ХI вв. распространилась инфеодация, т.е. передача аллодов их собственниками королю, крупным феодалам, церкви с получением их обратно в виде феодов.:
В период раннего феодализма во Франции сложились два вида крестьянского землевладения: землевладения лично зависимых крестьян (сервов) и землевладения лично свободных крестьян (вилланов).
Крестьянский надел, предоставляемый сверху находился в его владении и пользовании. Этот участок находился в «мертвой руке», ибо серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господина. По обычному праву вплоть до XIII века все имущество серва после его смерти шло господину. Затем надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имущества, а с развитием товарно-денежных отношений – определенного денежного взноса.
За право владения и пользования наделом сервы должны были ежегодно платить господину натуральный или денежный оброк, размер которого устанавливался по усмотрению господина.
Наделы, предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам), рассматривались как неблагородное крестьянское держание земли от сеньора и назывались цензива. По мере освобождения крестьян от личной зависимости она становится наиболее распространенной формой крестьянского держания.
Цензива – это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам.
Правовые отношения между сеньором и цензитарием по французскому обычному праву характеризовались следующими чертами:
1) последний обязан был периодически, по требованию сеньора, признавать зависимость своего участка от сеньора;
2) сеньор имел право на получение определенных повинностей с цензивы:
ценза, т.е. ежегодной подати, уплачиваемой в денежном выражении или в натуральном виде (в этом случае он назывался шампаром). На ценз не существовало сроков давности и он мог быть взыскан в любой момент. По большинству обычаев его можно было взыскать сразу не более как за 30 лет. По ранним обычаям неуплата ценза влекла утрату крестьянином цензивы, а по обычаям ХIV-ХVIII вв. в случае неуплаты ценза сеньор имел право на определенный штраф;
3) сеньор имел право на десятину, т.е. на 1/10 доходов земельного участка;
4) он имел право на барщину от 3 до 12 дней в году в зависимости от местных обычаев;
5) сеньор имел право на ренту, т.е. определенный налог с годового дохода цензивы, которую он получал помимо ценза с нового владельца цензивы в случае ее отчуждения первоначальным владельцем;
6) сеньор имел право на так называемые баналитеты, т.е. право на взносы за удовлетворение крестьянами определенных своих потребностей способом, предписанным сеньором: молоть зерно на мельнице сеньора, давить виноград на вино на его прессе, печь хлеб на его пекарне и т.п.;
7) сеньор имел право охоты на землях крестьян и т.д. и т.п.
Большинство французских кутюмов XVI–XVIII вв. наделяло цензитариев широкими правами по распоряжению цензивами: право передавать их по наследству, дарить, закладывать, отчуждать, не испрашивая разрешения у сеньора. Но при этом не затрагивались права сеньора. При перемене владельца сеньор получал высокую пошлину, и все повинности, лежащие на цензиве в его пользу, сохранялись.
Как было указано выше, обычное феодальное право Франции не знало такого понятия, как право собственности. Запутанность земельных отношений, обусловленная иерархической структурой собственности, выдвинула на первое место при рассмотрении споров о правах на недвижимость такое понятие, как сезина (владение).
Под сезиной понималось такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно быть защищено в судебном порядке.
В том случае, когда объектом права являлся феод, переход сезины из рук в руки осуществлялся в форме инвеституры с последующим фактическим владением приобретателем в течение года и одного дня. При продаже феода передача осуществлялась продавцом покупателю через сеньора. Для передачи сезины необходимо было первоначально продавцу отказаться от сезины, а затем сеньор передавал сезину покупателю.
Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции с оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезины в судебный реестр.