2.2 Субъективные элементы деяния
Субъект преступления – это лицо, совершившее виновное уголовно-противоправное деяние и способное нести уголовную ответственность, т. е. достигшее определенного возраста и вменяемое.
Одной из целей наказания является исправление, перевоспитание преступника. Но невозможно повлиять на человека, не способного отдавать отчет в своих действиях, не понимающего, почему недопустимо совершать те или иные деяния. Он не поймет, за что он подвергается наказанию.
Поэтому субъектом преступления, во-первых, может быть только человек, а не животное или вещь. Во-вторых, не может быть субъектом преступления юридическое лицо, коллектив людей, так как уголовная ответственность всегда персональна. В-третьих, субъектом преступления может быть только лицо, достигшее определенного возраста и вменяемое.[7]
1. Возраст уголовной ответственности. Ввиду того что человек, не достигший определенного возраста: 1) не осознает значения своих действий и не может руководить ими; 2) понимает, что некоторые поступки совершать нельзя, но не осознает их социальной значимости, то, насколько они опасны для общества; 3) в случае применения уголовного наказания не сможет понять его суть и назначение, в уголовном праве РФ установлен минимальный возраст уголовной ответственности.[8]
За некоторые преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет. При составлении перечня таких преступлений учитывалась способность подростка понимать значимость своих поступков и распространенность конкретных видов преступлений в данном возрасте. Это умышленное убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кража, злостное и особо злостное хулиганство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др.
За все остальные преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет.
2. Вменяемость и невменяемость. Деяние считается преступлением только тогда, когда оно прошло через сознание и волю человека, когда лицо выбрало вариант своего поведения. У душевнобольного человека сознание и воля зачастую отключаются, он не может осознанно выбирать варианты своего поведения, до него не доходит цель уголовного наказания (исправление преступника), поэтому такие люди не могут привлекаться к уголовной ответственности, но к ним применяются принудительные меры медицинского характера.
Таким образом, вменяемым признается лицо, которое способно отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.
Для того чтобы лицо считалось невменяемым, необходимо, чтобы его психическое состояние удовлетворяло двум критериям: медицинскому и психологическому.
1. Медицинский критерий. Лицо должно страдать болезненным расстройством психики. Это может быть:
а) хроническое психическое заболевание, т. е. заболевание, которое носит длительный характер, трудно поддается излечению, имеет тенденцию к прогрессированию (шизофрения, эпилепсия, сифилис центральной нервной системы, сосудистые заболевания головного мозга и др.);
б) временное расстройство психики, т. е. заболевание, которое характеризуется быстрым развитием, кратковременностью, полным выздоровлением (алкогольные психозы – delirium), психозы при инфекционных заболеваниях, тяжелые психические состояния под воздействием душевных потрясений и др.);
в) слабоумие, как врожденное (олигофрены, имбицилы, дебилы), так и приобретенное (деменция);
г) иное болезненное психическое расстройство (тяжелые формы психопатии, аномалии психики у глухонемых, клептомания, пиромания и др.).
2. Психологический (юридический) критерий. При многих психических заболеваниях у человека сохраняется до известных пределов правильная ориентировка в окружающем мире, он обладает определенным запасом знаний, может оценивать свое поведение, управлять своими действиями. В этом случае неправильным будет признать его невменяемым в отношении таких действий.
Лицо будет признано невменяемым, если, будучи психически больным, оно а) не может отдавать себе отчет в своих действиях или б) не может руководить своими действиями.
Никто не может быть признан невменяемым вообще, безотносительно к содеянному, так как, во-первых, течение психических заболеваний допускает возможность улучшения состояния, а во-вторых, при некоторых видах психических расстройств лицо может осознавать значение одних своих действий (например, причинение телесных повреждений) и не осознавать общественной опасности других действий, затрагивающих более сложные общественные отношения (таких, например, как нарушение правил паспортной системы).
Алкогольное (токсическое, наркотическое) опьянение не освобождает от уголовной ответственности, а наоборот, как правило, является обстоятельством, отягчающим ответственность. Это обусловлено тем, что при опьянении[9]:
1) отсутствует медицинский критерий невменяемости (душевная болезнь);
2) опьянение не ведет к нарушению слуха, зрения, не ведет к существенно ложному восприятию действительности, так как оно основано на фактах действительности, а не на бредовых переживаниях душевнобольного;
3) чаще всего лицо не утрачивает до конца возможности осознавать значение своих действий и руководить ими;
4) лицо само доводит себя до такого состояния;
5) в случае освобождения от уголовной ответственности по основанию совершения преступления в состоянии опьянения законодатель фактически бы стимулировал рост численности подобных преступлений.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое в момент совершения деяния являлось невменяемым. Если лицо совершило преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора заболело душевной болезнью, допустим от тягот тюремной жизни, оно освобождается от наказания, ведь исправления в таких условиях добиться трудно. К такому лицу могут быть применены принудительные меры медицинского характера, а по выздоровлении оно может подлежать наказанию.
В процессе своей жизнедеятельности человек, совершая те или иные действия, получая те или иные результаты, испытывает в отношении этих действий и результатов различные эмоции: стремление к результату, безразличие, огорчение; им движут определенные мотивы и цели. Это целиком касается и преступных деяний человека.
Психическое отношение лица к совершаемому им преступлению, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью, называется субъективной стороной преступления.
Вина – психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному УК, и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Умысел – самая распространенная форма вины, когда лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит его последствия и желает (прямой умысел) или, хотя и не желает, но сознательно допускает (косвенный умысел) их наступление.
1. Сознание общественно опасного характера своего деяния предполагает понимание социальной значимости объекта посягательства, вредоносности действия (бездействия) для системы общественных отношений. Лицо осознает, как бы заранее видит совершение преступления в конкретное время, в конкретном месте, при определенных обстоятельствах, определенным способом.
Умысел не обязательно предполагает сознание противоправности деяния. Незнание закона не освобождает от ответственности.
2. Субъект предвидит наступление вредных последствий своего деяния, представляет приблизительно, как его действия приведут к определенному результату.
3. Желание наступления последствий (прямой умысел) означает стремление к конкретному результату. Так бывает, когда последствия являются конечной целью преступления, либо промежуточным, но необходимым этапом в достижении конечной цели, либо необходимым средством для достижения цели.
4. Сознательное допущение последствий (косвенный умысел) означает, что виновному данные последствия не нужны, они ему безразличны, они – та цена, которую он готов заплатить за достижение определенных целей.
Умысел – наиболее опасная форма вины, так как лицо сознательно направляет свои действия на причинение вреда правоохраняемым интересам, и соответственно наказываются такие преступления всегда более сурово, чем неосторожные.
Неосторожность. В наше время число источников повышенной опасности постоянно возрастает, и работа с ними требует предельной четкости и осторожности. Поэтому наблюдается увеличение удельного веса неосторожных преступлений.
Корни неосторожности заключаются в недостаточной значимости для лица правоохраняемых интересов, и как следствие – недостаточная внимательность, легкомыслие, завышенная самооценка. Иногда неосторожность может иметь место вследствие общей физической усталости, замедленной реакции.
Для того чтобы признать в действиях лица вину в форме неосторожности, необходимо наличие обязанности лица решать и действовать в рамках установленных норм безопасности; принятие лицом неправильного решения; наличие конкретной возможности в конкретной обстановке действовать в рамках требований безопасности.
Неосторожная форма вины подразделяется на неосторожную самонадеянность и неосторожную небрежность.
Неосторожная самонадеянность. Лицо предвидит, что в подобной ситуации в принципе возможно наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Сознание и воля лица направлены на их предотвращение, оно рассчитывает на какие-либо обстоятельства, которые помогут предотвратить наступление последствий, но, к сожалению, расчеты лица не оправдываются.[10]