Смекни!
smekni.com

Правосубъектность высших военных учебных заведений Российской Федерации (стр. 6 из 11)

А значит можно прийти к выводу о том, что «право самостоятельного распоряжения» в действительности является правом хозяйственного ведения. Поэтому к праву высшего военного учебного заведения на полученное таким образом имущество должны применяться правила ст.295 ГК. Здесь можно отметить и тот факт, что в соответствии с п.4 ст.47 Закона «Об образовании» образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Высшее военное учебное заведение обладает комплексом имущественных прав и значительной оперативно-хозяйственной самостоятельностью, позволяющих ей в рамках специальной правоспособности финансируемого собственником учреждения самостоятельно участвовать в имущественном обороте.

2. Материальную базу для участия в обороте, для правоспособности высшего военного учебного заведения составляет обособленное имущество высшего военного учебного заведения, состоящее в безналичных денежных средствах, представляющих собой обязательственное право требования, а также наличных деньгах и совокупности имущества не изъятого из оборота, находящегося у высшего военного учебного заведения на ограниченном вещном праве, включая имущество, приобретенное воинской частью от приносящей доход деятельности, и имущество, полученное воинской частью в результате безвозмездных сделок (дарения и пожертвования) и юридических фактов (наследования по завещанию), находящееся в собственности воинской части.

Таким образом, в вещных правоотношениях правосубъектность реализуется высшим военным учебным заведением посредством возможности иметь имущество в первую очередь на праве оперативного управления, а также и на праве собственности и праве хозяйственного ведения.

Имущество, приобретенное высшим военным учебным заведением от приносящей доход деятельности, поступает в хозяйственное ведение высшего военного учебного заведения.

Признание организации юридическим лицом возможно и при наличии у нее обязательственного права (права требования), и, поэтому, высшие военные учебные заведения, даже при отсутствии у них иного не изъятого из оборота имущества, должны рассматриваться в качестве организаций, обладающих обособленным имуществом.

2.2 Правовое регулирование административной деятельности, как особого вида деятельности высшего военного учебного заведения

Одна из наиболее важных проблем, с которой пришлось столкнуться российскому государству - это формирование новой образовательной системы, отвечающей запросам современного общества. Особенности управления новой образовательной системой определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Особенности управления современным образованием во многом определяются развитием рыночных отношений в образовательной системе. И военные вузы как субъекты образовательной деятельности также вынуждены включаться в эти процессы.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг, учебных заведений. В этой связи особый интерес представляет процесс функционирования высших военно-учебных заведений[23]. В настоящее время отсутствуют самостоятельные концептуальные исследования, посвященные проблемам деятельности органов управления военными вузами (особенностям их компетенции, правам, обязанностям и ответственности). Анализ нынешнего положения дел в области высшего образования, в частности ситуации вокруг военных вузов, позволяет говорить о фактической рассредоточенности высших учебных заведений по различным системам органов управления. Они находятся в ведении различных министерств и федеральных органов исполнительной власти. Это долгое время создавало предпосылки для возникновения противоречий при определении правового статуса органов управления того или иного вуза[24].

В 1994 году было принято Положение о высшем военном учебном заведении. Таким образом, высшие военно-учебные заведения получают нормативный правовой акт, определявший и унифицировавший их правовой статус с учетом военной специфики данных учреждений. Полностью проблема была решена только в 1999 году после принятия Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было продублировано соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и распространялось на все военные вузы независимо от их ведомственной принадлежности. Данное положение определило структуру, задачи и разновидности высших военно-учебных заведений, их состав. Так же значительное внимание было уделено вопросам управления высшими военно-учебными заведениями. Но законодатель в этом документе коснулся лишь одной стороны этой проблемы, рассмотрев и определив механизмы управления военными вузами, так сказать, изнутри. Следовательно, исследуя особенности реализации компетенции органов управления военными вузами, необходимо, во-первых, оценить его положение как управляемого объекта; во-вторых, рассмотреть особенности внутривузовского управления.

Сегодня высшие учебные заведения находятся в ведении самых различных федеральных органов исполнительной власти (как правило, в них создаются управления вузами либо назначается соответствующее должностное лицо). Дело в том, что высшие военные учебные заведения находятся в субординационной зависимости от своих ведомств и потому должны действовать в организационном единстве, из содержания п. 19 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования следует, что непосредственное управление деятельностью высшего военно-учебного заведения осуществляет его начальник. Он назначается на должность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федерального органа, и является прямым начальником для военнослужащих и лиц гражданского персонала высшего военно-учебного заведения[25].

Анализ нормативного материала позволяет говорить о том, что в высших военно-учебных заведениях соотношение полномочий начальника и ученого совета абсолютно иное. Устав Московского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяет:

«Ученый совет института - выборный представительный орган, возглавляемый начальником института.

На Ученый совет возлагается:

· рассмотрение и обсуждение учебных планов, учебных программ и планов мероприятий по основным направлениям деятельности института;

· рассмотрение состояния учебной, воспитательной, методической и научной работы, воинской дисциплины, организации и итогов приема на учебу курсантов (слушателей) и адъюнктов, выпуска офицеров из института, отчисления курсантов (слушателей);

· обсуждение результатов научной работы, педагогических исследований и экспериментов, состояние подготовки и аттестации научно-педагогических и научных кадров;

· обсуждение вопросов редакционно-издательской деятельности;

· рассмотрение вопросов состояния и перспектив развития учебно-материальной базы и других вопросов, связанных с деятельностью института.

Исходя из этого можно заключить, что полномочия Ученого совета военного вуза ограничиваются лишь решением вопросов организации учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности. Членами Ученого совета по должности являются начальник института (председатель) и заместители начальника института.

Другие члены Ученого совета избираются конференцией института путем тайного голосования из числа командного, научно-педагогического и других категорий постоянного и переменного составов института. В состав Ученого совета могут входить представители обучающихся (не более 20 процентов от состава совета). Количество членов Ученого совета определяет начальник института. Состав Ученого совета по результатам выборов объявляется приказом начальника института. Ученый совет из числа его членов избирает одного-двух заместителей председателя совета и ученого секретаря совета. Срок полномочий Ученого совета - 3 года. Довыборы в состав Ученого совета взамен выбывших его членов проводятся в установленном выше порядке. Изменения в составе Ученого совета объявляются приказом начальника института. Досрочные перевыборы Ученого совета приводятся по требованию не менее половины его членов.

Порядок принятия решений по другим вопросам (открытым или тайным голосованием) определяется Ученым советом. Решение Ученого совета правомочно, если на заседании присутствовало не менее 2/3 его членов и за решение проголосовало более 50 процентов присутствующих, что должно подтверждаться явочным листом с подписями членов совета.

Полномочия же начальника (ректора) военного вуза практически безграничны в рамках данного учреждения. Стратегические вопросы экономического и социального развития военного вуза, финансово-хозяйственные и кадровые вопросы, упразднение и формирование структурных подразделений - все замыкается на нем. Во многом это объективно обусловлено спецификой воинских взаимоотношений, существующих в высших военно-учебных заведениях. Однако иногда это прямо вредит учебно-воспитательному процессу в вузе. Так, например, вопросы отчисления курсантов и слушателей всех курсов обязательно рассматриваются на Ученом совете института. А восстановление ранее отчисленных курсантов и слушателей осуществляется единоличным решением начальника института, что создает опасность повторного включения недостойных лиц в коллектив института. Предельный возраст для занятия должностей начальника военного вуза, его заместителей, начальников факультетов и начальников кафедр определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Приказом начальника военного вуза в нем могут создаваться иные структурные подразделения, например, добровольные общества (советы курсантских коллективов, молодых ученых, общества изобретателей, рационализаторов, научно-технического творчества и другие), деятельность которых регламентируется соответствующим ведомством и начальником вуза[26].