Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы
Наказание в виде лишения свободы служит мерой государственного принуждения, применяемой в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения совершения новых преступлений, и заключается в изоляции осужденного от общества.
В системе действующих уголовных наказаний лишение свободы является самым строгим.
Исполнение лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 73 УИК[1], возлагается на исправительные учреждения, входящие и в соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[2] в уголовно-исполнительную систему Минюста России.
Лишение свободы исполняется исправительными учреждениями: исправительными колониями (ИК), воспитательными колониями (ВК), тюрьмами и лечебными исправительными учреждениями (ЛИУ). Исправительные колонии исполняют в отношении взрослых осужденных два вида наказания: лишение свободы на определенный срок (колония-поселение, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов) и пожизненное лишение свободы (исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы).
Функции исправительных учреждений выполняют следственные изоляторы (в отношении осужденных, оставленных, с их согласия, для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов, и осужденных на срок не свыше шести месяцев) и лечебно-профилактические учреждения (в отношении находящихся в них на лечении осужденных).
Есть несколько положений (принципов) исполнения лишения свободы, которые распространяются на все исправительные учреждения.
В соответствии со статьей 73 УИК РФ для лишения свободы действует территориальный принцип отбывания наказания: осужденные отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали, а лица, не имеющие постоянного места жительства, - по месту осуждения.
В условиях нашей страны, учитывая ее размеры, этот принцип имеет важное психолого-педагогическое значение - для поддержания социально полезных связей (с семьей, родственниками и т.д.), проведения воспитательной работы, организации общественного воздействия и т.д. Немаловажен и экономический аспект: перевозки осужденных спецтранспортом на длительные расстояния требуют значительных затрат.
В целях более полной реализации территориального принципа в уголовно-исполнительное законодательство была включена норма о том, что в одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима[3], а в воспитательных колониях - изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима[4]. Эту же цель преследует и упразднение исправительных колоний строгого режима для осужденных женщин.
Естественным исключением из общего территориального принципа является отсутствие по месту жительства или осуждения (в пределах территории субъекта РФ) исправительного учреждения соответствующего вида. Под это исключение чаще всего подпадают немногочисленные категории осужденных - несовершеннолетние, женщины, осужденные - иностранные граждане или лица без гражданства, а также бывшие работники судов и правоохранительных органов. Они направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений (как правило, на территории другого ближайшего субъекта РФ).
Но наличие по месту жительства осужденного исправительного учреждения соответствующего вида не является гарантией того, что он будет отбывать наказание именно в исправительном учреждении по месту своего жительства (что в отношении него будет безусловно действовать территориальный принцип отбывания наказания).
Во-первых, должна наличествовать возможность размещения осужденного в данном исправительном учреждении, т.е. на момент его направления в учреждение там не должен быть превышен лимит наполнения (каждое исправительное учреждение рассчитано на прием определенного количества осужденных). При отсутствии такой возможности осужденные направляются в соответствии с решением ФСИН в исправительные учреждения, расположенные на территории ближайшего субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения. В этом случае вопрос о направлении осужденных решается на основании мотивированного представления территориального органа уголовно-исполнительной системы.
Во-вторых, препятствием может служить состояние здоровья осужденного. Существует Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы.[5] В соответствии с этим Перечнем по медицинским соображениям противопоказано отбывание наказания, например, в Магаданской области осужденным с хроническим заболеванием почек, злокачественными образованиями, бронхиальной астмой и т.д.
В-третьих, в исключительных случаях для обеспечения личной безопасности осужденного он может быть направлен (только с его согласия) для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ.
Кроме того, теперь в ч. 4 ст. 73 УИК РФ прямо указываются категории осужденных, на которые не распространяется территориальный принцип отбывания наказания. Это осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Ранее в отношении этих категорий осужденных территориальный принцип не действовал по общему правилу (при отсутствии по месту жительства соответствующих учреждений).
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 47-ФЗ выделил еще одну категорию осужденных (по характеру совершенного преступления), в отношении которых не действует территориальный принцип отбывания наказания.[6] Это осужденные за похищение человека (ст. 126 УК РФ), торговлю людьми (ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1 УК РФ), терроризм (ст. 205 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), организацию преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), угон судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава (ст. 211 УК РФ), государственную измену (ст. 275 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), насильственный захват власти (ст. 278 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), диверсию (ст. 281 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ч. 3 ст. 321 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ч. 2 ст. 360 УК РФ).[7] Эти категории осужденных направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых Федеральной службой исполнения наказаний.
Дополнением к территориальному принципу является принцип отбывания осужденным наказания в одном исправительном учреждении. Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии.[8] Этот принцип также имеет важное педагогическое значение, он обеспечивает стабильность и непрерывность карательно-воспитательного процесса. Для изучения личности осужденного, эффективного применения некоторых средств исправления (общее образование, профессиональная подготовка) требуется достаточно длительное время. Кроме того, стабильность коллектива осужденных является необходимым условием для организации всей воспитательной работы. Принцип отбывания наказания в одном учреждении может вступать в конкуренцию с другим принципом - изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного (путем перевода в исправительное учреждение другого типа). В этом случае предпочтение отдается принципу изменения условий отбывания наказания.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается при наличии исключительных обстоятельств - болезнь осужденного, угроза личной безопасности осужденного, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, стихийное бедствие, массовые беспорядки и т.д.[9]
Порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое регламентируется Инструкцией «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направление осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения».[10] Перевод на основании заявлений осужденных, их родственников или законных представителей, а также по ходатайству заинтересованных лиц осуществляется только при наличии письменного согласия осужденного.
Перевод осуществляется: а) в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям центрального органа или территориальных органов уголовно-исполнительной системы; б) в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решениям центрального органа уголовно-исполнительной системы.
Другой принцип исполнения лишения свободы - раздельное содержание различных категорий осужденных с целью недопущения отрицательного влияния более опасных преступников на менее опасных. Принцип раздельного содержания реализуется уже на стадии назначения наказания, при уголовно-правовой классификации осужденных. Раздельное содержание выделенных категорий осужденных осуществляется двумя способами: направления их в учреждения разного вида или раздельного содержания в одном учреждении.[11]