Военный суд (военный судья), в частности, рассматривает заявления об оспаривании следующих действий органов ФСБ России и должностных лиц:
- о не обеспечении положенными видами довольствия (квартирным и др.) и по другим вопросам;
- об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), снятии с учета, переносе очереди на получение жилого помещения и др.
Если вышестоящий орган военного управления или вышестоящее должностное лицо по жалобе военнослужащего в связи с запросом военного суда либо по собственной инициативе пересмотрит решение подчиненного органа военного управления или должностного лица и примет собственное решение по существу данного вопроса, то может быть оспорено решение этого органа военного управления или воинского должностного лица.
Если при подаче заявления в суд, будет установлен спор о праве, то судья оставляет поданное заявление без движения, и разъясняет военнослужащему что необходимо подать исковое заявление, с соблюдением процессуальных норм. Заявление должно быть подано, соблюдая подсудность, в случае нарушения подсудности судья отказывает в принятии заявления.
Если по данному делу имеется решение суда, то судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу. Такой отказ или прекращение связано, прежде всего, что бы не было многократного рассмотрения заявления военнослужащего по одному и тому же вопросу, что не привело бы к иному решению, а лишь затратило время на его рассмотрение.
Военнослужащий может обратиться с жалобой в суд в течении трех месяцев с момента когда стало известно о нарушении его права.
Рассмотрев заявление военнослужащего, суд выносит решение, которое обязательно к исполнению лицом или органом в зависимости от того чьи действия оспаривались. Казалось бы, что вышеуказанные нормы четко регулируют отношения, но это не так.
На практике часто возникают случаи, которые показываю, что в области исполнения определений военных судов о принятии мер по обеспечению исков также существуют серьезные проблемы. Из анализа судебной практики следует, что определения судов в порядке обеспечения исков исполняются не всегда.
В связи с этим при обращении в суд, военнослужащему необходимо сразу заявлять ходатайство о принятии судом мер по обеспечению иска, доказав при этом, что непринятие данных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. ГПК РФ предусматривает возможность решения вопроса об обеспечении иска на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству принимает меры по обеспечению иска). В случае удовлетворения судом ходатайства о принятии мер по обеспечению иска военнослужащему необходимо принять активное участие в реализации мер по обеспечению иска. В частности, после вынесения судом определения о принятии мер по обеспечению иска следует как можно быстрее получить в суде исполнительный лист и самому доставить его в службу судебных приставов по месту дислокации органа военного управления. Это позволит существенно сократить сроки принятия мер по судебному решению, в связи с чем возрастет вероятность реализации мер по обеспечению иска, что в последующем благоприятно отразится на самом исполнении решения суда. Меры по обеспечению иска, которые не представляется возможным исполнить, неэффективны. Как справедливо указывал А.Ф. Клейман, даже самое "хорошее" определение, если оно не исполняется, теряет всякий смысл и превращается в клочок бумаги.
Таким образом, имеющиеся пробелы в нормах права, регулирующих исполнительное производство, приводят к затягиванию исполнения судебных постановлений, вынуждая при этом военнослужащего вступать в бесконечную борьбу с командиром воинской части и другими должностными лицами, включенными в процесс реализации прав военнослужащих, установленных действующим законодательством.
Впоследствии расторжение договоров на спорные квартиры в судебном порядке по причине нарушения очередности предоставления жилья не представляется возможным. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных ст. 83 ЖК РФ случаях. То есть закон не содержит оснований позволяющих расторгнуть договор найма в связи с нарушением очередности, что может привести к взятничеству, а это, прежде всего, нарушает равенство военнослужащих и провидит к коррумпированию власти.
Таким образом, законодательство не предусматривает расторжение в судебном порядке договора найма служебного жилого помещения в связи с нарушением порядка очередности предоставления жилых помещений.
При разрешении жалоб на отказ в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с нарушением его условий со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.
Прекращение и расторжение договора найма, рассматриваемое в данном параграфе, не менее важно, чем заключение договора найма или порядок предоставления служебных жилых помещений. Кроме того, указан порядок защиты военнослужащим прав при заключении, изменении или прекращении договорных прав между военнослужащим и военной организацией (органом ФСБ) при заключении договора найма служебного жилого помещения. Это особенно важно при иерархичности системы, так как не всегда должностные лица соблюдают права подчиненных и выполняют свои обязанности.
2.3 Практика обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»[10] предоставление служебного жилого помещения в любом случае носит срочный характер, поскольку предоставляется на время прохождения военной службы по контракту. Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит:
«…Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах».
Положение о возможности предоставления жилых помещений в близлежащих населенных пунктах оценивается весьма не однозначно. Так, в статье В. Заборского[11] приведен следующий пример. У офицера, проходящего военную службу в г. Москве, подошла очередь на получение долгожданного жилья. Он прибывает в квартирно-эксплуатационное подразделение за ордером. Но ему объясняют, что в Москве жилой площади не выделено, поэтому вам предлагается квартира, к примеру, в городе Дмитров Московской области (а это в 70 км от Москвы!). Все по закону, но совсем не учитывается время, которое военнослужащий будет затрачивать на дорогу, и конечно, с учетом отмены льгот, затраты денежных средств на общественный транспорт, а также другие неудобства, связанные с порядком следования и удаленностью от места несения службы. Кроме того, необходимо помнить, что Жилищный кодекс Российской Федерации определяет, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, выявленное противоречие необходимо устранить и изложить абзац 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[12] в следующей редакции:
«…Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части. При необходимости проживания непосредственно на территории закрытых военных городков, служебные жилые помещения предоставляются на их территории».
При реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на служебные жилые помещения одними из основных проблем являются проблемы формирования, содержания и сохранности специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений, за счет которого военнослужащие и должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями. Как говорит Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков: «…пока никто не знает, как создать базу служебного жилья…»[13]. Единственным законодательным актом, регламентирующим порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих»[14]. В указанном законе порядок формирования специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений не определен.
По самому порядку формирования было несколько предложений.
Прелагалось, например, восстановить ранее существовавший в СССР порядок отчисления в пользу всех военных министерств 10-15% от всей построенной, реконструируемой и вводимой в строй и пользование жилой площади.
В предлагаемом варианте предполагалось решение жилищной проблемы военнослужащих в течение 4–7 лет[15]. Все бы хорошо, но хотелось бы отметить, что бюджетные ассигнования на строительство и приобретения жилья для военнослужащих нижестоящим уровням государственной власти и органам местного самоуправления больше передаваться не будут[16]. Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан России будет осуществляться за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.