Следующее предложение было основано на формировании специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений в зависимости от количества должностей в определенной воинской части[17]. Если допустить, что данный фонд будет сформирован, то и тогда могут возникать проблемы.
Во-первых, во время прохождения военной службы военнослужащий может быть освобожден от занимаемой должности и выведен за штат. На его должность назначен другой военнослужащий. В результате возникает ситуация, когда, с одной стороны, вновь назначенному военнослужащему должны предоставить жилую площадь, которую занимал военнослужащий, освобожденный от должности. Военнослужащий, который находится за штатом, должен освободить жилое помещение, занимаемое им по должности, но жить ему где-то надо. Куда же переселить последнего остается не ясным. С другой стороны, вновь прибывший может проживать в служебном жилом помещении, пригодном для временного проживания, но опять же не более трех месяцев. За штатом военнослужащие могут находиться до шести месяцев, то есть, если он должен освободить занимаемую им служебную квартиру для предоставления ее вновь назначенному на данную должность военнослужащему, воинская часть должна арендовать для него жилое помещение на срок уже не три месяца, а шесть.
Во-вторых, жилые помещения предоставляются в соответствии с нормами предоставления[18]. Одну и ту же должность могут занимать военнослужащие с разным количеством человек в семье, за время, пока военнослужащий занимает определенную должность, количество человек в семье может уменьшиться или возрасти, а значит, заранее предугадать размер жилого помещения для данной должности невозможно. У военнослужащего может возникнуть излишняя служебная жилая площадь или ее недостаток. В таком случае законодательством предусмотрена возможность постановки на учет для улучшения жилищных условий. Нуждающимися же в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы[19]. В среднем по Российской Федерации размер учетной нормы составляет от 6 до 8 квадратных метров жилой площади на человека. В ряде регионов эта норма установлена по общей площади (г. Москва ).
В-третьих, как показывает практика, постановка в очередь и порядок предоставления вторичного служебного жилья после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий также является проблемой. Данные очереди, как правило, затягиваются на годы, что негативно сказывается на многих факторах. Например, это может влиять на демографическую ситуацию в стране, которая и так оставляет желать лучшего.
Возможно формирование фонда специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений производить из расчета должностей за счет средств, перечисляемых на эти цели из федерального бюджета и внебюджетных средств финансирования. Это позволит создать минимальный фонд служебных жилых помещений. При этом необходимо проделать огромную социологическую работу, направленную на выяснение средней численности состава семей, проживающих совместно с военнослужащими, находящимися на той или иной должности. В результате, по мнению автора, целесообразным будет строительство домов преимущественно с двух- и трехкомнатными квартирами.
Кроме того, предлагается формировать фонд служебного жилья за счет жилых помещений, находящихся в муниципальном, государственном жилищных фондах путем перевода в разряд служебного жилья[20]. Последнее полностью отвечает требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми служебные жилые помещения предоставляются в домах государственного или муниципального жилищных фондов. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в период прохождения военной службы за счет данных фондов позволит оперативно решать проблемы с улучшением жилищных условий при увеличении состава семьи и соблюсти нормы предоставления жилья, а также своевременно исключить из разряда служебных освободившиеся жилые помещения.
Кроме того, возможно использование исторического и зарубежного опыта. Напомним, что в конце XIXвека военнослужащим предоставлялись квартиры. Они могли быть меньшего размера, чем положено по составу семьи, при этом военнослужащим предлагалось или пользоваться предоставленными квартирами без каких-либо компенсаций по недостающему количеству квадратных метров, или освободить их. Возможно, что такое решение вопроса будет полезным и на современном этапе. Однако, в связи с тем, что военнослужащим, должны предоставляться служебные жилые помещения в соответствии с нормами предоставления и с учетом права на дополнительную жилую площадь, автором предлагается предоставить военнослужащим право на наем жилых помещений с выплатой им денежной компенсации наряду с возможностью пользования предоставляемыми им служебными жилыми помещениями. При этом размер компенсации должен быть пропорционален недостающему количеству квадратных метров.
Противоречие между нормами жилья при предоставлении и признании нуждающимися в улучшении жилищных условий необходимо устранить. Недостаток жилой площади негативно сказывается на моральном состоянии людей, что сказывается на морально-психологическом состоянии личного состава, влечет за собой невозможность добросовестного выполнения служебных обязанностей и, в итоге, влияет на боеспособность воинских формирований и безопасность государства.
Особенность обеспечения военнослужащих заключается и в том, что они могут нести службу вне населенного пункта. Таким образом, говорить о соответствии требований к жилому помещению с учетом экономического состояния населенного пункта вообще не приходится. Военнослужащие вынуждены жить в местах, которые не всегда обустроены. Кроме того, реализацию права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, осложняет значительная удаленность пограничных застав от коммунально-эксплуатационных служб воинских частей, в состав которых входят пограничные заставы. Это влияет на оперативность принятия решений и мер по проблемам реализации прав военнослужащих вообще, и на служебные жилые помещения в частности. Существенно ограничивается возможность аренды жилых помещений для военнослужащих и найма жилья военнослужащими из-за отсутствия населенных пунктов и удаленностью воинского подразделения, обладающего статусом юридического лица, которое может заниматься вопросами аренды. Представляется, что хотя бы минимальные особенности в порядке реализации исследуемого права существуют в каждом федеральном органе исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрено прохождение военной службы, которые требуют регламентации специальным актом определенного федерального органа исполнительной власти, учитывающего специфику обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в том числе, в период прохождения военной службы.
Довольно распространенным нарушением в сфере служебного жилищного обеспечения военнослужащих является использование служебного жилищного фонда не по назначению. В ряде воинских частей, несмотря на незначительный объем служебного жилья, допускается его «разбазаривание»[21]. Нередки случаи предоставления жилья лицам, не имеющим отношения к воинским формированиям. Таким образом, нарушается один из основных принципов права – принцип законности.
Одним из главных препятствий на пути использования и сохранности служебного жилищного фонда можно считать невозможность отселения из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями и организациями. Таковых, по данным Министерства обороны – 60 тысяч семей. Просто выселить военнослужащего, утратившего связь с Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и организациями, из занимаемой им служебной квартиры невозможно. Возможности предоставить для отселяемых новое жилье просто нет. Таким образом, нарушается принцип срочности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями.
До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, только на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим на весь период службы – а это до пенсии и до приобретения права на получение социально гарантированного жилья от федерального органа, в котором он проходит военную службу, 20 лет. Таким образом, при прохождении военной службы сроком более пяти лет, но менее 20 лет, бывший военнослужащий фактически становится лицом без определенного места жительства: по прежнему месту жительства права на жилое помещение потерял, а на военной службе еще не получил.
Данное положение, по мнению автора, значительно ограничивает права военнослужащих, в отличие от других категории граждан, которым в соответствии с российским законодательством могут быть предоставлены служебные жилые помещения. Например, депутаты, лица, занятые на работах с химическим оружием сохраняют право на жилое помещение по месту жительства до поступления на работу в ту или иную организацию в течение всего времени работы в данной организации, которая предоставляет им служебную жилую площадь. Кроме того лица, осужденные за уголовные преступления, право на жилье по месту жительства сохраняют на весь период заключения независимо от срока. Можно сказать, что военнослужащий оказывается в ситуации худшей, чем осужденный, хотя никаких противоправных действий не совершал, а наоборот служит во благо государства.