Смекни!
smekni.com

Социальные гарантии военнослужащих (стр. 2 из 15)

В VII − X в.в. в период образования славянских народностей и возникновения первых славянских государств эти процессы проходили активно и основывались на общинной психологии взаимопомощи и взаимопонимания, и вековых традициях.

В 1462 году на Московский престол взошел воинский князь Иоанн III, который учредил поместную систему. Теперь опытным, показавшим себя в боях воинам великий князь жаловал поместья, которыми они пользовались, до тех пор, пока служили и являлись по первому зову "конно, людно и оружно". Указы Иоанна способствовали объединению русских княжеств, сплочению русских общин вокруг московского княжества. Это, пожалуй, были первые "правовые рычаги" привлечения в случае войны достаточно крупного воинства, способного защитить государство.

Если ратный человек чем либо себя порочил или "отъезжал" на службу к другому князю, то поместье возвращалось в княжескую казну. Воин, служивший за поместье назывался помещиком. Дабы не утратить права на земельное владение, помещики стремились передать службу сыновьям. Имение, первоначально жалованное основателю рода и несколько поколений принадлежавшее его потомкам, укреплялось в полную собственность и получало название вотчины.

Помещик − дворянин, покуда не было войны, мог содержать за свой счет боевых холопов и коней (с каждых пятидесяти надо было выставить одного всадника и двух лошадей), а возвращаясь с войны, заботиться о семьях павших соратников.

Однако много вопросов возникало, если на ратном поле погибал сам помещик и не оставлял взрослых сыновей. С точки зрения военной экономики следовало бы забрать такое имение в казну и посадить на эту землю нового помещика. Но нравственные устои и православная мораль не позволяла князьям рассуждать так прагматично. Вдовам погибших помещиков оставляли на "прожитье" часть имения, даже если у нее не было детей или были только дочери. Правда, твердого закона на этот счет долго не существовало.

Появился такой закон в 1644 году, когда царь Михаил Федорович, зачинатель династии Романовых, определил III разряда "вдовых прожитков":

− вдовам убитых в сражениях полагалось оставлять 1/5 от мужниного поместья;

− вдовам умерших на службе − 1/7;

− вдовам умерших в походе − только 1/10.

Жизненные ситуации и противоречия заставляли государство изменять и расширять политику в этой области. Так в 1644 году были подготовлены Указы:

− о выдаче прожиточных поместий вдовам павших воинов, за которыми поместий не имелось. Правда, поместье это вдова обязана была вернуть казне, если снова выходила замуж. Но овдовев вторично, она могла подать челобитную о возвращении земель;

− дочерям погибших выдавалось прожиточное имение только половину того, что положено вдовицам.

Однако войско царское состояло не только из поместной конницы. В те времена без пехоты и артиллерии воевать было невозможно. Со времен Иоанна Грозного, с XVI века, основу русской пехоты стали составлять стрельцы, профессиональные воины, постоянно жившие в городах, крепостях и слободах, несшие караульную и полицейскую службу. В XVII веке при Михаиле Федоровиче появилось немало иных служилых людей: драгуны, которые могли действовать и в пешем и в конном строю; городовые казаки, рейтары, наконец солдаты полков иноземного строя − мушкетеры и пикинеры.

Наделить всех поместьями было невозможно. Поместья и вотчины получали только воеводы, полковники, сотники. Рядовые стрельцы могли лишь иметь огороды и покосы. Дозволялось им, как и другим служилым, приторговывать и ремесленничать. При этом служилым давали право торговать беспошлинно и не платить "тягло". Но основным доходом мелких служилых было жалованье: хлебное, денежное, соляное, засейное, пороховое. Служили они наследственно: отец обучал сына военным приемам и после того, как сын входил в возраст, "бил челом", дабы государь повелел зачислить сына в полк. Состарившийся служивый, обычно жил на иждивении детей, ибо сын стрельца, наследуя от отца службу и двор, обязывался законом кормить его "до веку живого", то есть до самой смерти.

Царь Алексей Михайлович для призрения одиноких отставных стрельцов воспользовался средствами монастырей. По государеву указу они обязывались принимать на жительство одиноких отставных служилых или содержать на свои средства определенное количество таковых, живущих вне монастыря. В последнем случае все зависело от числа крестьянских дворов, числившихся за монастырем. На 50 крестьянских дворов полагалось содержать одного отставного. В 1633 году родственник Романовых отправил грамоту псковским воеводам - князю Федору Андреевичу Елетскому и Дмитрию Ефимьевичу Войкову, в которой определил: "Дворян и детей псковских и пусторжевских помещиков, псковских казаков и стрельцов, которые на нашей службе в посылках на боях ранены, осматривать самим ..., а по осмотру велите им наше жалованье на лечьбу ран, на зелье, давати из Пскова, из нашей казны, смотря по ранам, рубли по 2, по 3, и по 4 человеку ..., а в послужных списках вести их раны, писать пошлинно, кто из чего ранен: из пищали, или из лука, или саблею сечен, или копьем ранен и по которому месту, и больно ль ранен или слегка".[3]

Это был один их первых документально закрепленных примеров создания на Руси комиссии по медицинскому освидетельствованию военнослужащих.

Царь Алексей Михайлович ввел дополнительные льготы для увечных. Соответственно тяжести ран служилым людям выделяли или дополнительные поместья или дополнительное содержание, а также представлялось освобождение от службы на несколько лет для поправки здоровья.

В 1661 году он решил опробовать еще один вид вспомоществования для категории пострадавших в войне − военнопленных, вернувшихся из польского плена.

Одним из важнейших мероприятий, по призрению отставных воинов, являлось создание в те времена Московской военной богадельни, в устроении которой приняли деятельное участие архимандриты Дионисий и Соломон. В те времена на службе у государей находились и иноземные воины. Они также пользовались особыми льготами и привилегиями. Служить в Русской армии было не только почетно, но и выгодно. Так иноземные воины практически во все времена получали повышенное жалованье. Семейству убитого под русскими знаменами иноземца выплачивалось половина его жалованья. Надо отметить, что улучшение положения служилых, не раз использовалось князьями, как средство привлечения войска на свою сторону в междоусобной борьбе.

Уклад жизни наших предков в допетровское время способствовал выделению людей, отдавших жизнь ратному делу, в особую часть общества, почитаемого в народе. Это было справедливо и соответствовало устоям того общества. Забота о человеке служилом была не напрасна. Именно это объединило многих вокруг княжества Московского, чем способствовало созданию великого государства.

Начиная с царствования Петра I и до 1917 года в Российской армии складывается стройная, регулируемая государством система правовых отношений между государством и служилыми людьми, определявшая положение военного человека в обществе и его статус.

Несомненно, наиболее важную роль в этом процессе сыграли военные реформы Петра I. В целях стимулирования военной службы в январе 1722 года был разработан и вступил в силу закон, который получил название "Табель о рангах", действовавший вплоть до 1917 года. В табели впервые было проведено деление на службу военную и гражданскую. Чины военные (морские, сухопутные, гвардейские) и гражданские были распределены на 14 классов или рангов, в зависимости от занимаемой должности или чина. Самым нижним являлся − 14 класс, к которому относились армейский прапорщик и коллежский регистратор гражданской службы, а высшим − 1 класс, к которому принадлежали генералы, адмиралы, фельдмаршал, генералиссимус, действительный тайный советник и канцлер.

Каждый чин стоял под защитой государства и пользовался правами и привилегиями, соответствующими его рангу. Льготы военных чинов были значительно большими, чем гражданских. Так вплоть до середины XIX века даже принадлежность к 12 классу обеспечивала потомственное дворянство. Кроме чинов, престижность воинской службы поддерживалась существовавшей системой наград. До 1844 года все ордена давали право на потомственное дворянство, позднее стали появляться различные ограничения, обусловленные прежде всего финансовым положением.

Вмести с этим проходила работа над составлением росписей окладов постоянного денежного жалованья, как за военную службу, так и за гражданскую службу.

Петр I положил начало реформированию пенсионного обеспечения. В 1720 году Петр I впервые в истории Государства Российского ввел пенсии для офицеров, уволенных из армии в результате ранения или болезни, обретенной во время походов.

Указами Петра I были положены основы социального обеспечения служилых людей и окончательно закреплена забота о них со стороны государства, как во время прохождения службы, так и в случаях болезни или получения увечья. Так в одном из указов от 12 апреля 1722 года устанавливалась "... денежная оплата больным и увечным на лечение в госпиталях в размере которого не достает".[4]

В более менее стройном виде система социально-правового обеспечения военнослужащих российской армии сформировалась в конце XIХ века. Существенную роль в развитии законодательства о льготах военнослужащих сыграли военные реформы того времени:

1. Военная реформа 1860 − 70 г.г. под руководством военного министра Д.А. Милютина.

2. Военная реформа 1905 − 1912 г.г.

3. Большая программа по усилению армии 1913 − 1917 г.г.

22 августа 1870 года было провозглашено, что "на государстве лежит обязанность вознаграждать за оказанные ему услуги, когда их важность и продолжительность заслуживают соответствующей признательности. Нация обязана оплачивать жертвы, приносимые гражданами для общественной пользы".