ЛЕКЦИЯ
"Япония в Новое время"
1. Причины революции Мэйдзи
Своеобразие становления буржуазного государства Японии связано с особенностями японской буржуазной революции XIX в., с расстановкой социально-политических сил в революции, определившей темпы, формы и методы революционных преобразований в стране.
В предреволюционной Японии XIX в. капиталистические отношения лишь начали складываться, существовали развитое ремесленное производство, домашняя и мануфактурная промышленность. Важную роль в экономике играла торгово-ростовщическая буржуазия. Свидетельством углубляющегося разложения феодальных отношений стали такие социальные процессы, как разрушение натурального сельского хозяйства, превышение дайме в неоплатных должников богатых рисоторговцев (что приводило в свою очередь к лишению самураев традиционных источников существования – рисовых пайков), массовое обнищание крестьян, углубление социальной дифференциации японской деревни.
Прямым следствием этих социальных сдвигов стали рост антиправительственных настроений среди определённых слоёв японского дворянства, усиление классовой борьбы, одной из распространённых форм которой, начиная с XVIII века становятся «рисовые бунты» крестьян, восставших против голода, налогового гнёта, злоупотреблений администрации, грабежа ростовщиков. Крестьянство и становится впоследствии главной ударной силой революции, предопределившей успех антибакуфской политической оппозиции, возглавляемой придворной имперской аристократией, опиравшейся на поддержку крупного купечества и низших слоёв самурайства.
Рост антибакуфского движения затронул и некоторую часть крупных феодалов, среди которых выделялись могущественные каналы юго-западных княжеств, где капиталистические отношения получили наибольшее развитие.
Широкое недовольство вызвала, и неспособность сегуната противостоять угрозе независимости страны извне. В 1805 г. Англия, Франция, США, Голландия в результате последовательно проводимой «политики канонерок» добились ратификации неравноправных торговых договоров, на основе которых Япония была приравнена впоследствии в торговых отношениях с ними к полуколониальному Китаю.
В этих условиях устранение сегуната и восстановление власти императора становится той общей идейной платформой, на которой происходит сближение интересов различных антибакуфскихпробуржуазных социально-классовых сил. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии. Так буддизм был религией сегуната, ему противопоставлялась древняя религия японцев – синто, обожествлявшая японского императора.
В развернувшуюся вооружённую борьбу против сегуната особый вклад внесли юго-западные княжества, с их современным по тем временам вооружением и организацией войска, что и обеспечило им почти полную независимость в предреволюционной Японии. Победа антибакуфских сил привела к отставке сегуна, упразднению бакуфу и восстановлению власти японского императора. Эти события получили название в исторической литературе переворота, или реставрации Мэйдзи. События 1868 г. стали началом того революционного процесса в Японии, который расчищал путь для развития капиталистических отношений, для становления буржуазного государства. Последовавшие за реставрацией экономические, социальные, политические реформы, со всей их неполнотой и противоречивостью, стали основными формами революционных антифеодальных преобразований в Японии XIX в.
2.Буржуазные реформы 70–80-х гг.
революция япония буржуазный правовой
Среди реформ Мэйдзи особое место занимает аграрная реформа 1872–1873 гг., которая имела далеко идущие социальные последствия. Реформа, закрепившая новые, сложившиеся уже к этому времени поземельные отношения, привела к ликвидации всех феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне. Наследственные держатели земельных участков, получали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственных прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля – луга, леса, пустоши. Реформа, таким образом, способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию новых помещиков – деревенских и других богатеев, которые скупили последствии и большую часть общинной земли, объявленной по реформе государственной, императорской.
Однако одной из главных целей этой акции было получение государственной казной средств, необходимых для превращения Японии в «современное» государство, для модернизации промышленности и укрепления армии. Князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью японская знать в 80-х годах становится обладательницей значительной доли банковского капитала страны. Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которых в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством.
Аграрная реформа привела к укреплению позиций «новых помещиков», новой денежной знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки – госи, фактически сконцентрировавших землю в своих руках. В то же время она больна ударила по интересам мелких землевладельцев – крестьян. Высокий поземельный налог (отныне 80% всех государственных доходных поступлений шло от земельного налога, достигавшего часто половины урожая) приводил к массовому разорению крестьян, к буржуазному росту общего числа крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рычагов экономического принуждения.
Реформа имела и важные политические последствия. Сохранявшееся помещичье землевладение и японский абсолютизм были взаимосвязаны. Помещичье землевладение могло оставаться нетронутым почти до середины ХХ века, даже в условиях хронического кризиса сельского хозяйства, только за счёт прямой поддержки абсолютистским государством. В то же время «новые помещики» становились неизменной опорой абсолютистского правительства.
Требования, продиктованные угрозой экспансионизма стран Запада, нашедшие выражение в формуле «богатая страна, сильная армия», определили в значительной мере содержание и других реформ Мэйдзи, в частности, военной, ликвидировавшей старый принцип отстранения низших сословий от военной службы.
В 1878 г. был введён закон о всеобщей повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. «равенства всех сословий».
В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавших сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); всё остальное население было отнесено к «простому народу». «Равенство всех сословий» не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных (эта). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность, однако. Не стала всеобщей, от неё можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные плательщики.
Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидации всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям, в частности, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя средства государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.
В общем, русле революционных преобразований проходила и реформа японской школы, традиционной системы образования, открывавшая двери для достижения западной науки. Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привёл к осуществлению демагогического лозунга «ни одного неграмотного», так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового административного аппарата грамотными людьми.
3. Демократизация политического строя Японии
В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли дайме и самураи юго-западных княжеств, сыгравших важную роль в свержении сегуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере был втянут в предпринимательскую деятельность.
У антибакуфских социально-политических сил Японии с самого начала не было конструктивной программы перестройки старого государственного аппарата и тем более его демократизации. В «Клятве», провозглашённой в 1868 г. император обещал в будущем, без указания конкретных сроков, «создание совещательного собрания», а также решение всех дел управления «согласно общественному мнению», заимствование знаний «повсюду в мире».
Последующие десятилетия 70–80 гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоёв. На общем фоне широкого народного движения усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближённой к императору знати.
Политически активизируются определённые круги помещиков и сельской богатой верхушки, требующие снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении.