Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя как объекта безопасности государства (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение

1. Общественный строй, как объект безопасности государства

2. Конституционный строй как объект безопасности государства

3. Параллель между понятиями общественного, государственного и конституционного строя

Заключение

Список литературы

общественный государственный конституционный строй


Введение

В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного государства к реальной федерации.

В условиях неоднозначных процессов глобализации, переходного состояния России приоритетным является укрепление Российского государства как необходимое условие обеспечения безопасности общества и личности. В первую очередь, это должно достигаться с помощью укрепления основ конституционного строя.

Конституция - это не только нормативно-правовой акт, но и документ, который должен обозначать принципы деятельности, цели, задачи Российской Федерации, а также важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа. Разрушительный процесс усугубляется вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции России над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации.

Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод об актуальности рассмотрения вопросов, связанных с основами конституционного строя как объекта безопасности государства.

Цель работы - всестороннее теоретическое изучение основ конституционного строя как объекта безопасности государства.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

· определить понятие общественного строя;

· рассмотреть конституционный строй как объект безопасночти государства;

· изучать параллель между общественным, государственным и конституционным строем.

Объектом исследования выступают отношения, возникающие в конституционным строе. Предметом исследования являются закономерности в деятельности юридических и физических лиц при рассмотрении конституционного строя.

Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания как общий метод исследования, а также такие частные методы, как анализ, синтез, восхождение об абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

В заключении подведены итоги и сформулированы основные положения и выводы проведенного исследования.


1. Общественный строй, как объект безопасности государства

В настоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасности государства, национальной безопасности, роли и месте государственных органов в этой сфере. Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должном уровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.

В статье 1 Закона РФ "О безопасности" отмечается, что к основным объектам безопасности относятся:

· личность - её права и свободы;

· общество - его материальные и духовные ценности;

· государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Эта триада довольно часто используется многими авторами, хотя и не является бесспорной. Такое деление объектов требует глубокого научного анализа и изучения.

В современной науке государственного (конституционного) права и в нормативно-правовых актах часто используются понятия "конституционный строй", "основы конституционного строя". Первым шагом в изучении данного вопроса является проблема соотношения таких понятий как "общественный строй", "государственный строй" и "конституционный строй"

О.Г. Румянцев отмечает что "под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений".[1]

Он определяет такой строй как систему, наделенную характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государством и правом.

Б.А. Страшун говорит об общественном строе как об "исторически конкретной системе общественных отношений, т.е. организации общества, обусловленной определенным уровнем производства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством и правом".[2] Следует не согласиться с таким определением, в котором отождествляется система общественных отношений и организация общества.

Понятие общественного строя содержится в Большом юридическом словаре. В частности, он определяется как "исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом".[3] Данное определение является более удачным, т.к. строй раскрывается через систему общества, а не через систему общественных отношений.

Общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированных нормами права, так и нет.

Общественный строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; в его структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственные организации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основами общественного строя принято считать экономическую и политическую системы.

Государственный строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов, выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов внутренней организации государства. "Государственный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права".[4] В данном определении строй раскрывается через отношения, что, по мнению автора, не совсем правильно, т.к. он представляет собой механизм государства. Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Другими словами, государственный строй представляет собой не только совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, но и характер взаимоотношений между ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственной власти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностей экономических, политических и идеологических отношений в обществе, а также от того, в чьих руках, в руках какого класса, слоя или группы общества находится эта власть. Государственный строй характеризуется:

· системой высших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования;

· разнообразием охраняемых государством социально- экономических и организационно-политических основ государственной власти;

· территориальным устройством государства.

Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные источники права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя. Рассмотрев предварительное соотношение общественного и государственного строя, необходимо уяснить и раскрыть содержание конституционного строя.

2. Конституционный строй как объект безопасности государства

В отечественной литературе можно найти несколько точек зрения на понимание конституционного строя.

В частности, "конституционный строй - общественный строй и устройство государства, закрепленные в Конституции. Общественный строй - есть сочетание экономической и политической систем общества, устройство государства определяется через формы государства (форму правления, политический режим и т.д.)". В учебном пособии для поступающих в юридические вузы под редакцией академика О.Е. Кутафина говорится: "Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства". О.Е. Кутафин вкладывает в это понятие и совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву,[5] Ю.П. Еременко считает, что конституционный строй представляет собой "систему господствующих экономических, политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые воплощают полновластие (суверенитет) черты общества в целом".[6] В.Т. Кабышев видит в конституционном строе, прежде всего, "систему конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя". В свою очередь, Н. А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как "устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами, а В.И. Лафитский исходит из того, что конституционный строй охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство - все стороны государственного и правового бытия" (8). О.Г. Румянцев считает, что "конституционный строй - это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям" (9). Эта система, по мнению Румянцева, основана на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. Баглай М.В. определяет конституционный строй как "порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки". Такое определение повторяется и в авторском учебнике М.В. Баглая. Иное определение содержится в учебнике под редакцией О.Е. Кутафина, где конституционный строй является "формой или способом организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство".[7]