Центральная задача Закона о помощи детям и молодежи — правовая фиксация нового понимания государством помощи — как дифференцированного спектра воспитательных услуг, ориентирующихся на различные жизненные ситуации в семьях, в подростковой и молодежной среде. Эта помощь понималась более не как контролирующая и вмешивающаяся во все сферы жизни инстанция, содействующая в том числе поддерживанию общественной безопасности, порядка и стабильности, а как превентивная, желанная для ищущих и созданная при их участии действенная социальная услуга. Она не заменяла семью, но все более существенно ее дополняла. Заложенная в прежнем Законе о благотворительной помощи молодежи доминанта о желательности размещения ребенка или молодого человека в особых кризисных ситуациях вне своей семьи (в интернатах и попечительских семьях) стала сокращаться, в связи с принятием Закона о помощи детям и молодежи, в пользу широко специализированного спектра услуг, который включал в себя консультирование по вопросам воспитания, социально-педагогическую помощь семьям на дому, частично стационарные формы и др. При этом необходимые меры принимались после детального анализа каждого отдельного случая, выбирался оптимальный вариант.
В рамках Закона о поддержке беременных женщин и семей с детьми, который немецкий бундестаг принял 25 июня 1992 г., исследуемый нами закон был усовершенствован в одном из центральных пунктов. Согласно ему, с 1 января 1996 г. и в дальнейшем каждый ребенок по достижении трех лет и вплоть до поступления в школу имел право на место в детском саду. Это право в целом было реализовано землями и местными органами власти в соответствии с предусмотренными сроками.
Заслуживают внимания и некоторые изменения процессуальных положений Закона о помощи детям и молодежи (Восьмой том социального законодательства), которые вступили в силу с 1 января 1993 г. Согласно этому закону, государство стало компенсировать субъектам права расходы, понесенные в судебном процессе. Предельно четко очерчивались следующие "возрастные рамки молодого поколения: а) ребенок, не достигший 14 лет; б) подросток от 14 до 18 лет, в) молодой человек-совершеннолетний, не моложе 18, но и не старше 27 лет; г) молодой человек — тот, кому еще нет 27 лет".
Правовая защита детей и молодых людей, которую осуществляли неправительственные структуры и профильные государственные учреждения, стала охватывать прежде всего такую проблематику, как злоупотребление алкоголем в общественных местах, пропаганда насилия в некоторых средствах массовой информации. Кроме того, по требованию актива неправительственных организаций, принимавших участие в разработке положений законопроектов, работодатели дополнительно должны были обеспечить для молодых людей безопасные условия труда. В итоге — наряду с Законом о помощи детям и молодежи и Законом о суде по делам молодежи сферу молодежного законодательства определяли три усовершенствованных закона: Закон о защите молодежи в общественных местах, Закон о распространении литературы, представляющей опасность для молодежи и Закон о защите работающей молодежи.
Закон о защите молодежи в общественных местах в редакции от 25 февраля 1993 г., измененный согласно третьему Закону об урегулировании права от 28 июня 1990 г., распространялся только на общественные места. В рамках семейных отношений он не являлся обязательным для исполнения. Это означало, что приоритет частной жизни людей неприкосновенен, а государство возлагает ответственность за воспитание детей на их родителей. Список запретительных мер для молодых людей в законе достаточно широк: употребление алкоголя в общественных местах, нахождение в ресторанах, посещение' показов фильмов определенных категорий, пребывание в игорных залах, игра на азартных игровых аппаратах с экраном. Закон в данном случае стоял на страже интересов детей и молодых людей в вопросах морали и нравственности. Он содержал правила их пребывания в местах, представлявших для них потенциальную опасность, усматривал в этом состав преступления и повод для задержания. Закон "запрещал молодым людям до 18 лет нахождение в таких местах. Источник беды для подрастающего поколения виделся в употреблении табака и алкоголя (принципиальный запрет до 16 лет). Помимо этого, устанавливались возрастные границы на посещение молодежью ресторанов и дискотек (ограничение прежде всего для подростков до 16 лет), игорных залов (запрет для подростков до 18 лет), на просмотр фильмов (ступени допуска: свободное посещение для всех, допуск с 6, 12, 16 и 18 лет)". Регулировалась также продажа записанных видеокассет. Они признавались быть доступными для детей и молодых людей только в том случае, если были разрешены для данного возраста высшим земельным органом по делам молодежи. Закон предполагал ответственность прежде всего организаторов мероприятия и лиц, занимавшихся досуговой и иной развлекательной деятельностью. Если ребенка или молодого человека заставали в месте, которое оценивалось как опасное для молодежи, то компетентные органы обязаны были вмешаться. Нарушение правил проведения мероприятий со стороны организаторов вело к их административному наказанию или денежному штрафу.
Закон о суде по делам молодежи, принятый парламентом 11 декабря 1974 г., с изменениями от 30 августа 1990 г., регулировал меры воспитательного характера, при совершении подростками (14—18 лет) и молодыми людьми (18—21 года) определенных проступков. В сфере компетенции данного закона, на чем изначально настаивал ряд молодежных союзов, — создание судов по делам молодежи, квалифицированная помощь этим судам со стороны специалистов в области педагогики и психологии, возможность прекращения уголовного процесса, назначения провинившимся воспитательных мероприятий как средств более гуманных и эффективных. Санкциями уголовного и уголовно-процессуального права по делам молодежи являлись указания (воспитательные меры), дисциплинарные штрафы и нахождение молодых людей в местах лишения свободы.
Защита несовершеннолетних от опасного влияния средств массовой информации содержалась в первую очередь в Законе о распространении литературы, представляющей опасность для молодых людей от 9 июня 1983 г., в редакции от 25 июля 1985 г. В 90-е гг. по настоятельным требованиям неправительственных сообществ положения этого закона стали чаще применять не только к печатным изданиям, но и к носителям звуко- и видеозаписи. Закон различал две категории изданий, представлявших опасность для молодых людей: те, которые способны нанести вред нравственности подрастающему поколению. В качестве определения для первых было введено наказание владельцев, посредством внесения таких изданий в специальный "черный список". Для вторых, побуждавших к жестокости, насилию, преступлениям, расовой ненависти, прославлявшие войну, согласно действовавшему судопроизводству, выносились приговоры Федеральной службы по проверке литературы. Это распространялось также на литературу, задевавшую человеческое достоинство, прославляющую или умаляющую опасность национал-социализма, употребления наркотиков. И в том и другом случае правовые последствия нанесения вреда молодому поколению подкреплялись последующими запретами на рекламу, распространение и продажу такой продукции.
В 90-е гг. обозначилось еще одно поле деятельности неправительственных сообществ и госструктур — эффективная реализация в интересах молодых людей и страны Закона об альтернативной гражданской службе. Вступивший в действие 31 июля 1986 г., с изменениями и поправками от 20 декабря 1991 г., закон определил основную цель — во время прохождения альтернативной службы отказники от несения воинской обязанности должны выполнять серьезную социальную работу, которая идет во благо своему государству. Гражданскую службу проходили военнообязанные, которые к установленному сроку не достигли 28 лет. Сфера применения их сил и способностей — дома престарелых, инвалидов, интернаты для детей-сирот и т.д. В то же время, согласно параграфу 14 Закона о волонтерах, не привлекались к такой службе лица, не достигшие 30 лет и подписавшие договор с признанной государством неправительственной организацией, оказывающей помощь развивающимся странам. В рамках потребностей этой организации молодые люди трудились в течение двух лет. Они совершенствовали квалификацию для своей последующей деятельности в качестве волонтеров в развивающихся странах, а федеральное министерство экономического сотрудничества засчитывало им прохождение гражданской службы взамен воинской.
Согласно параграфу 14б Закона о гражданской службе, не привлекались к гражданской службе вместо воинской службы лица не старше 25 лет, если они обязались пройти безвозмездную службу в иностранном государстве по договору с организацией, признанной федеральным министерством по делам женщин и молодежи, с согласия федерального министерства иностранных дел Федеративной Республики Германии. Эта служба должна была способствовать реализации принципа мирного сосуществования народов и продолжаться минимум на два месяца дольше, чем гражданская служба, которую они иначе должны были бы пройти. Закон о волонтерах в развивающихся странах был принят 18 июня 1969 г. В 90-е гг., в связи с расширением деятельности неправительственных организаций ФРГ за пределами страны, в этот документ были внесены некоторые дополнения. В частности, была уточнена центральная задача этого закона — социальная защита волонтеров в развивающихся странах и членов их семей. Основная мысль — поставить волонтеров в развивающихся странах и их семьи в такое же положение, в котором они находились бы, будучи в деловых взаимоотношениях с государством в плане обязательного социального обеспечения внутри страны. Кроме того, законодательный акт стал серьезной защитой "добровольных помощников" от риска, типичного для развивающихся стран.