Если нет наследников первой, второй и третьей очереди, право наследовать по закону получают родственники третьей, четвертой и пятой степеней родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.
В качестве наследников четвертой очереди призываются прадедушки и прабабушки наследодателя. В пятую очередь наследуют дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внучки и внуки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки).
Наследники шестой очереди – дети двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы), двоюродные тети и дяди.
Если нет наследников предшествующих очередей, наследниками седьмой очереди являются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
В качестве наследников восьмой очереди наследуют нетрудоспособные иждивенцы наследодателя при отсутствии других наследников по закону (п. 3 ст. 1148 ГК).
Здесь необходимо остановиться на понятиях «нетрудоспособность» и «иждивение». Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС СССР «О судебной практике по делам о наследовании» к нетрудоспособным следует относить:
– женщин, достигших 55 лет, и мужчин – 60 лет;
– инвалидов I, II и III групп независимо от того, назначена ли названным лицам пенсия по старости или инвалидности;
– лиц, не достигших 16 лет, а учащихся – 18 лет.
При этом не имеет значения, назначена ли лицам, достигшим общего пенсионного возраста или являющимся инвалидами, пенсия или нет. Имеет значение лишь сам факт достижения установленного возраста или получения инвалидности. Надо также отметить и то, что достижение возраста, дающего право на получение пенсии на льготных основаниях (например, у военных, шахтеров и т.д.), права считаться «нетрудоспособным» не дает. Как это ни парадоксально, но и продолжение работы после достижения общего пенсионного возраста не лишает права считаться нетрудоспособным.
Нетрудоспособность, связанная с возрастом, проверяется по паспорту, свидетельству о рождении (а для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет необходима также и справка учебного заведения); нетрудоспособность же, связанная с состоянием здоровья, – по пенсионной книжке или справке ВТЭК.
Теперь предстоит разобраться с понятием «иждивение». Действующее законодательство определяет понятие «иждивение» в п. 3 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным, основным источником средств к существованию.
Следовательно, нерегулярная, эпизодическая, незначительная материальная помощь не может служить основанием к признанию лица иждивенцем.
Законодатель не связывает факт иждивенства с обязательным совместным проживанием лица, получавшего содержание, и наследодателя. Отсюда вывод – иждивенцем может быть признан и гражданин, проживающий отдельно, но получавший от наследодателя постоянную материальную помощь, которая являлась для него основным и постоянным источником средств к существованию. В качестве иждивенцев могут наследовать как посторонние лица, так и состоявшие в родстве с наследодателем – нетрудоспособные дед, бабка, братья или сестры и т.д.
Доказательством факта нахождения на иждивении могут быть следующие документы:
* справка местной администрации;
* справка жилищно-эксплуатационной организации;
* справка с места работы наследодателя о наличии у него иждивенцев;
* справка органа социальной обеспечения о назначении пенсии по случаю потери кормильца;
* решение суда об установлении факта нахождения на иждивении.
Доказательством же факта нетрудоспособности иждивенца, связанной с возрастом, может служить паспорт, свидетельство о рождении, а для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет еще и справка из учебного заведения. Нетрудоспособность по состоянию здоровья может быть подтверждена пенсионной книжкой или справкой ВТЭК.
Необходимость установления родственных отношений в судебном порядке возникает, как правило, если в выданных органами загса документах имеются неточные или ошибочные записи, а также когда первичные документы утрачены и не могут быть восстановлены путем получения повторных свидетельств в органах загса. В соответствии со ст. 71 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» заявление о внесении исправления или изменения в запись актов гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган загса по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.
При установлении факта родственных отношений наследодателя и наследника судам необходимо руководствоваться правилом, содержащимся в ст. 1141 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, т.е. если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Отдельные случаи оказания материальной помощи наследодателем наследнику не могут служить доказательствами факта иждивения.
Рассмотрим пример.
20 июня 2006 г. Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга рассмотрено гражданское дело по иску Снежиной Л.В. к Ольмезовой Т.Г. об установлении факта нахождения на иждивении, восстановлении срока для принятия наследства и признании права на наследство.
Судом установлено, что истица обратилась с иском о признании ее лицом, находившимся на иждивении Ольмезова Ю.С., умершего 29 июля 2005 г. В обоснование иска она указала, что с умершим проживала в своей двухкомнатной квартире с 1985 г. С 2002 г. истица не работала, ее содержал умерший Ольмезов Ю.С., который занимался торговлей продуктами, его заработная плата являлась основным источником дохода семьи. Также умерший сдавал гражданам свою квартиру и с этого получал дополнительный доход.
В судебном заседании истица и ее представители заявленные требования поддержали.
Представитель ответчицы иск не признал, пояснив, что Снежина Л.В. не состояла на иждивении наследодателя, свидетельство о праве на наследство нотариусом выдано ответчице, которая являлась его матерью.
Судом правильно применена норма материального права и сделан вывод, что согласно п. 2 ст. 1148 ГК РФ к наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в ст. 1142–1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
Состоящими на иждивении наследодателя следует считать нетрудоспособных лиц, находившихся на полном содержании наследодателя или получавших от него такую помощь, которая была бы для них основным и постоянным источником средств к существованию.
Как установлено в судебном заседании, наследодатель состоял с истицей в незарегистрированном браке. Эти обстоятельства подтверждены свидетельскими показаниями. Однако помимо факта совместного проживания суду необходимо представить доказательства того, что получаемая истицей от наследодателя помощь была бы для них основным и постоянным источником средств к существованию. Истицей представлены суду официальные сведения о ее доходах и доходах Ольмезова Ю.С.
Будучи трудоспособной, истица уволилась в феврале 2002 г. с последнего места работы по собственному желанию, иных сведений о ее трудоустройстве суду не представлено. Суду она пояснила, что уволилась с работы по состоянию здоровья, однако доказательств этого не имеется. Достигнув в 2004 г. пенсионного возраста, за назначением пенсии она не обращалась, только с 20 февраля 2006 г. ей назначена пенсия по старости в размере 2433 руб.
Ольмезов Ю.С. последний год перед смертью работал в ЖКХ дворником, уволился 12 мая 2005 г., его заработок составлял 4188 руб.
Допрошенные в судебном заседании свидетели суду пояснили, что Ольмезов Ю.С. торговал овощами без соответствующих разрешительных документов, налоги не платил, сведений о его доходах не имеется, что не отрицает и сама истица.
Статьей 1148 ГК РФ определен срок не менее 1 года, который необходим, чтобы лицо, находящееся на иждивении наследодателя, имело право быть призванным к наследованию наравне с другими наследниками. Как видно из представленных доказательств, Ольмезов Ю.С. не работал с 12 мая по 29 июля 2005 г., т.е. два с половиной месяца. Свидетели пояснили суду, что больших доходов от торговли Ольмезов Ю.С. не имел, что подтвердила и Снежина Л.В.
Увольнение Снежиной Л.В. с последнего места работы именно по состоянию здоровья в суде не доказано, напротив, в трудовой книжке ее имеется запись, что в 2001 г. она была уволена за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии, что, по мнению суда, более достоверно объясняет и причины ее последующего увольнения, а также причины длительного необращения за назначением пенсии. Доводы истицы о том, что в рассматриваемый период она болела, необоснованны и подтверждены лишь копией больничного листа о том, что она с 9 по 23 ноября находилась на амбулаторном лечении.
Сам по себе факт, что истица не оформила пенсию, не свидетельствует о нахождении ее на иждивении Ольмезова Ю.С., так как она сделала это добровольно, без каких-либо уважительных причин. Назначенная ей пенсия сопоставима с доходами наследодателя.
Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности требования Снежиной Л.В. об установлении факта нахождения на иждивении Ольмезова Ю.С., отклонены и остальные ее требования как производные.