Смекни!
smekni.com

Правовая система в условиях федерализма (стр. 3 из 6)

Международный договор в национальной системе права Германии имеет приоритет в иерархии источников права; особую значимость он приобрел в Европейском Союзе. “Передача государствами из своих национальных правовых систем в правовую систему Сообщества прав и обязанностей, возникающих на основании Договора (о ЕЭС), влечет постоянное ограничение их суверенных прав, над которым не может превалировать никакой последующий односторонний акт, не совместимый с концепцией Сообщества1. В российском законодательстве (Конституции РФ) закреплено, что международные договоры имеют приоритет над российскими законами, в случае если международные договоры устанавливают иные правила, чем законы Российской Федерации. К нормативной составляющей правовой системы принято относить общие принципы права, которые могут содержаться либо в самом законе, либо не предусматриваться в нем. К общим принципам права относят следующие: “приверженность правам человека”; “национального суверенитета”; “выражения в законе общей воли”; признание “воспрещенными” лишь тех деяний, которые вредны для общества (“все то, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом”); “свободы действий”, состоящий в предоставлении “возможности делать все, что не приносит вреда другому”; установления в законе “лишь тех наказаний, которые строго и бесспорно необходимы”; отчетности “каждого должностного лица по вверенной ему части управления” перед обществом2.

Использование общих принципов права является одним из способов восполнения пробелов в позитивном праве и служит юридическим основанием для решения ситуаций, сложившихся между субъектами правоотношений.

В романо-германской системе права доктрина не признается в качестве формального источника права, но рассматривается как реально существующий и оказывающий фактическое влияние на право вторичный источник3. Под доктриной как элементом нормативной составляющей понимается наука (теория, концепция, идея), которая во всех без исключения случаях используется в законодательном и правотворческом процессе.

Роль доктрины как источника права проявляется в том, что именно она создает словарь юридических (правовых) понятий, которыми пользуется законодатель; содержит закономерности, с помощью которых законодатель находит право, закрепляет его в определенных источниках и толкует нормативно-правовые акты. В указанных процессах доктрина оказывает влияние прежде всего на законодателя, его сознание и волю. Воспринимая содержащиеся в ней положения в виде тенденций и закономерностей, он принимает соответствующие решения.

Доктрина позволяет ориентировать юридическую деятельность на прогрессивное развитие государства и права, т. е. на истинную необходимость.

2) Институциональная составляющая

Федеративные государства как результат межгосударственных объединений обладают новым качеством, поскольку являются единым государством с присущими ему элементами организации федеральной власти и ее институтов, территорией, гражданами и т. д. Устройство правовой системы также подчинено целям и принципам федеративного государства.

Правовая система выступает как целостный нормативно-правовой массив, развивающийся на основе общих принципов. При всей специфичности разных федераций к таким принципам можно отнести, во-первых, двухуровневое построение – когда выделяется “правовое поле” как собственно федерации, так и собственно ее субъектов (республик, штатов, земель, областей и т. п.), во-вторых, обеспечение необходимого единства двух подсистем общефедеральной правовой системы, в-третьих, использование механизмов и процедур предотвращения и устранения юридических коллизий и согласование правовых актов и действий по линии федерации и ее субъектов.

Отсюда объектами сравнительно-правового анализа являются сравнение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, соответствующих актов (“вертикальное сравнение”) и сопоставление нормативно-правовых массивов субъектов федерации (“горизонтальное сравнение”). Устойчивость конституции и ее институтов, гармоничное экономическое и социальное развитие федерации служит свидетельством правильной ориентации обеих подсистем.

Происходящее развитие Российской Федерации дает импульс к развитию правовой системы. Она (правовая система) характеризуется следующими конституционными признаками:

- закреплено двухуровневое построение правовой системы России и ее единство (ст. 1, 4, 5 Конституции);

- урегулированы сферы исключительной и совместной компетенции Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции);

- установлены приоритеты законодательства Федерации и ее субъектов (ч. 5, 6 ст. 76 Конституции);

- гарантирована самостоятельность субъектов Российской Федерации в сфере законодательства (ч. 2 ст. 5, ч. 4 ст. 76 Конституции);

- допускается договорно-правовое регулирование внутрифедеральных отношений (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78 Конституции);

- введена общая процедура разрешения юридических споров, коллизий путем отнесения к ведению Федерации федерального коллизионного права (п. “п” ст. 71 Конституции).

Устанавливается конституционная презумпция приоритета федерального закона либо нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по основаниям ч. 5, 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации.

Институциональная составляющая включает в себя органы через которые реализуется право, а именно законодательные, судебные и правоприменительные (исполнительные). Для любой федерации характерно деление власти на федеральную и региональную. За ними закрепляется круг вопросов, относящийся как к их исключительному ведению, так и к совместному.

В Российской Федерации законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием. Федеральное собрание состоит из Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней палаты). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, вне зависимости от территории субъекта и численности населения, проживающего в нем: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Такой уравнительный порядок формирования Совета Федерации нужен для того, чтобы все субъекты имели равные возможности для отстаивания своих интересов. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы принадлежит право законодательной инициативы. Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, федеральный закон считается принятым если за него при повторном голосовании проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

В субъектах Российской Федерации законодательную власть олицетворяют местные законодательные органы (думы, советы и др.). Они принимают законы, которые действуют только на территории данного субъекта. Эти законы, в свою очередь, не должны противоречить федеральному законодательству.

Высшая законодательная власть в ФРГ принадлежит двухпалатному парламенту: нижняя палата – Бундестаг и верхняя палата – Бундесрат. Членам обоих палат принадлежит право законодательной инициативы. Ведущую роль в законодательном процессе играет бундестаг. Правительство вносит свои законопроекты в бундесрат, который должен передать свое мнение в бундестаг не позже чем через шесть недель. Половина депутатов избирается в бундестаг в одномандатных округах, по мажоритарной системе. Другая половина депутатов избирается по земельным партийным спискам в многомандатных округах. Состоит бундестаг из 650-670 депутатов.

Бундестаг принимает законы в тех сферах, на которые распространяются (полностью или частично) законы федерации. Законы, затрагивающие интересы земель, должны быть одобрены бундесратом.

Бундесрат – верхняя палата германского парламента, представляющая интересы 16 земель ФРГ. Формируется он из членов правительств федеральных земель. Каждая земля имеет в бундесрате от трех до шести мест в зависимости от численности ее населения. Бундесрат состоит из 68 членов.

Наряду с федеральным парламентом в землях законотворчекой деятельностью занимаются ландтаги земель.

Немалую роль в обеспечении законности и правопорядка играет судебная власть. В Российской Федерации правосудие осуществляется только судом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судебная система России представлена федеральными судами и судами субъектов).

В Российской Федерации существуют, условно говоря, три “высших” суда, которые осуществляют судебный надзор и “направляют” деятельность нижестоящих судов, находящихся в их ведении: Конституционный Суд РФ (за исключением Конституционного Суда, он осуществляет конституционный контроль), Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ принимает решения: итоговые (формулировка выводов Суда по результатам разбирательства конкретного дела) и иные (имеют отношение к организации работы Суда в целом). О юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ говорит ст. 6 Закона о Конституционном Суде, где сказано , что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений”. Ч. 2 ст. 79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”.