Признаки банкротства можно разделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации банкротства должника, и внешние, служащие основанием для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу.
К сущностным признакам относятся:
1) неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов;
2) превышения суммы обязательств должника над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Эти признаки неочевидны, поэтому они устанавливаются арбитражным судом в ходе рассмотрения дела о банкротстве.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (наличия или отсутствия) сущностных признаков банкротства при наличия внешних (очевидных) признаков банкротства:
1) приостановления должником платежей в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;
2) величины требований кредиторов к должнику-гражданину не менее 10 тыс. рублей.
3) величины требований кредиторов к должнику – юридическому лицу не менее 100 тыс. рублей.
Наличие внешних признаков банкротства еще не означает собственно банкротства. Внешние признаки свидетельствуют лишь о неплатежеспособности должника и являются материально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. И только в ходе судебного разбирательства можно установить природу неплатежеспособности должника, сопровождается ли она наличием сущностных признаков банкротства или нет.
Для определения наличия признаков банкротства учитываются:
1) размер денежных обязательств, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинения вреда жизни и здоровью; обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам; обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающими из такого участия;
2) размер обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды [7].
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие несостоятельности так или иначе соотносится с понятием неплатежеспособности, которая объясняется различными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствует необходимое количество средств платежа. Применительно к критериям банкротства можно отметить, что в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.
1.2 Принципы правового регулирования института несостоятельности
Обратимся к истории правового регулирования института банкротства.
Возрождение института банкротства можно связать со становлением в России основ рыночных отношений в конце 80-х начале 90-г гг, когда встала необходимость законодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности[8].
Первым законодательным актом стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" [9]. Закон действовал шесть лет. За время его правоприменения были приняты десятки разноуровневых актов, выработалась огромная практика, показавшая множество недостатков действующего акта; параллельно велась разработка нового законодательного акта.
Несмотря на свои новаторские идеи, Закон 1992 года далеко не являлся идеальным.
Один из наиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в качестве критерия несостоятельности) принципа неоплатности. Как отмечают исследователи, нормы Закона создавали "принцип домино", стимулирующий кризис неплатежей и повсеместно господствующий в российской экономике. Действовавшие легальные понятие и признаки банкротства защищали недобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественного оборота.
8 ноября 1998 года был принят Федеральный закон №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" [10]. Он принес кардинальное изменение в подходе к определению критериев несостоятельности юридических лиц. Внес новые процедуры банкротства. "Если предыдущий Закон о банкротстве отвечал интересам в том числе и предприятия-должника, помогая суду объективно оценивать его финансовые и материальные возможности погасить долг, то новый однозначно принял сторону кредитора". Между тем и этот закон был признан не отвечающим требованиям как кредиторов, так и должников.
Процедуры банкротства была значительно упрощены, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий - должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д.
Уже в 1999 году возникли высказывания о необходимости дальнейшего реформирования.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принес новые нормы, новые правила и порядок банкротства.
При формировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. были учтены выводы Конституционного Суда РФ по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 г., а именно полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправе заявить в процессе разбирательства обоснованности требований лица, инициирующего банкротство.
Таким образом, в новом Законе акценты смещены в пользу должника: "Продолжниковский" характер нового Закона выражается во включении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления - альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - унитарного предприятия возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей"[11].
Беляева О.А. отмечает, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран. Например, для США и Франции характерен уклон в сторону защиты интересов должника ("продолжниковская система"): невозможность получить с должника деньги вне процедур банкротства, избежание предпочтительных, обманных и других передач имущества кредиторам, право должника отказаться от выполнения обязательств по договорам в будущем и от выполнения договоров об аренде. По законодательству Германии, Италии и некоторых других стран явный крен делается в сторону защиты прав кредиторов ("прокредиторская система") [3].
Российское законодательство о банкротстве является в целом "нейтральным", поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника ― юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, в систему законодательства, регулирующего данную сферу, входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Но законодательство о банкротстве представлено ГК РФ, АПК РФ, вышеуказанным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами регулирующего органа. Законодательство о банкротстве является комплексным, т.е. содержит в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с банкротством должника.
Законодательство о банкротстве содержит и другие нормы публичного права, например, административного, регламентирующие отношения с участием регулирующего и контролирующего органов.
Подзаконные нормативные правовые акты, действующие в сфере банкротства, направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротства.
Формированию единообразной практики применения законодательства о банкротстве способствуют постановления пленумов ВАС РФ, в частности от 8 апреля 2003 года № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"[12] и от 15 декабря 2004 года № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" [13].
Есть некие сложности в нормативном урегулировании вопросов банкротства физических лиц, т.к. индивидуальные предприниматели, которые являются непосредственными участниками предпринимательской деятельности, являются физическими лицами, но при этом отличаются по своему правовому статусу от рядов граждан. По этой причине в действующее законодательство внесены существенные изменения, обусловленные попыткой законодателя объять круг вопросов, касающихся банкротства физических лиц.