В российском обществе на современном этапе формирования гражданского общества выстраивается многосубъектность общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни. В молодежной политике эта категории, предполагающая взаимодействие множества независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного на нормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так как молодежь представляет собой настоящее и будущее страны.
Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.
Для эффективного управления молодежной политикой необходимо осуществление прямой и обратной связи между ее субъектом и объектом, со всей их сложной иерархичной структурой и содержательной наполненностью именно в региональном аспекте.
Понятие «молодежной политики» представляется сложной, многослойной системой субъектно-объектных отношений. В связи с этим само определение региональной молодежной политики также отличается неоднозначностью. В теоретическом плане здесь следует выделить две составляющие.
В широком смысле молодежную политику можно рассматривать как часть социальной политики государства и общества, призванную содействовать развитию регионов, обеспечивать их координацию и согласованность в общем комплексе деятельности в области решения проблем молодежи.
Структура в сфере государственной молодежной политики начала формироваться в России в 1992 году, с момента создания Комитета РФ по делам молодежи, который был призван координировать деятельность по осуществлению государственной политики в отношении молодежи в стране. Огромный вред создающейся системе государственной молодежной политики в 1993-2000 годах нанесли неоднократные ликвидации федерального органа по делам молодежи, а затем растянутые во времени действия по его восстановлению и трансформации в Департамент по молодежной политике с передачей его вопросов в ведение Министерства образования РФ. Этот процесс частично подорвал координационные межведомственные связи в этой области на федеральном и региональном уровнях, нарушил согласованное взаимодействие данных уровней.
Региональная молодежная политика является структурным элементам политики в целом. Следовательно, ей присущи свои функции, практическая реализация которых заключается в оптимальном сочетании ее федеральной и локальной моделей с учетом деятельности всех субъектов. Структурно все функции молодежной политики можно подразделить на системообразующие и стратегические[7].
К системообразующим функциям, относятся целеориентирующая, разграничительная, интегративная, организационно-технологическая, сохранно-воспроизводственная, развивающе-адаптивная функции и имидж-функция.
Целеориентирующая функция призвана определять и разрабатывать цели, задачи и механизмы развития и реализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем с учетом социально-экономических возможностей конкретного региона. Именно в ней отражается направленность молодежной политики, ее приоритеты, которые путем «обратной связи» коррелируются с ценностями, интересами и потребностями самой молодежи.
Особую роль в региональной молодежной политике играют разграничительная и интегративная функции. Первая (разграничительная) связана с проведением в жизнь общества и государства интересов молодежи как особой социально-демографической группы, с одной стороны, и с другой стороны, с разграничением полномочий и интересов субъектов этой политики, которые предпринимают конкретные меры по ее осуществлению. Вторая предполагает слияние различных социальных групп молодежи и их интересов с целью обеспечения устойчивости, равновесия и целостности общества, предотвращение и регулирование процессов социальной дифференциации в их среде, а также взаимодействие и скоординированность деятельности всех субъектов региональной молодежной политики.
С одной стороны, общественная составляющая характеризуется наличием представительной, инициативно-инновационной, совещательной и защитной функциями. С другой стороны, государство в лицо своих региональных органов в области молодежной политики осуществляет законодательную, концептуально-деятельную, организационно-институциональную и стимулирующую функции. При этом государство и общественные организации уже сегодня являются полноценными партнерами в реализации молодежной политики на региональном уровне, в координации усилий по созданию условий для полноценного развития молодого поколения.
Имидж-функция направлена на процедуру общественного признания региональной молодежной политики, на сохранение и изменение государственной структуры и организации в данной области; на создание атмосферы доброжелательности и доверия со стороны самой молодежи, выступающей в качестве ее объекта, а также со стороны других социальных групп, представляющих свои интересы в общественно-политической жизни общества; на обеспечение информирования общественности о работе государственных органов и общественных организаций в этой сфере. Данная функция непосредственно связана с повышением уровня легитимации региональной молодежной политики.
Особое значение имеет организационно-технологическая функция, так как она учитывает особенности политического, экономического, социального и культурного уклада жизни конкретного региона. В результате региональных исследований социального положения молодежи разрабатываются не только социальные программы и проекты, но и технологии их реализации. Данная соционженерная деятельность непосредственно связана с процессом формирования новой социально-правовой среды, способствующей полноценной социализации молодежи, ее самореализации.
Наиболее актуальными на сегодняшний день являются сохранно-воспроизводственная и развивающе-адаптивная функции региональной молодежной политики. Реализация этих функций осуществляется через социализацию и воспитание, подразумевающее воспроизводство граждан как субъектов социального и политического порядка; культуру как систему сохранения, воспроизводства, создания, трансляции и развития нормативно-ценностных механизмов и структур, характерную для данного региона; процесс институционализации, то есть воспроизводства, формирования и развития политических институтов в области молодежной политики; социальный контроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи данного региона для поддержания нормативно-организационного порядка в политических структурах; подготовку будущих кадров для решения комплекса проблем, связанных с подбором, назначением и сменой лидеров, политических деятелей, с формированием органов государственной и региональной власти.
Стратегическими функциями является идеологическая, инновационная и человекотворческая функции.
Идеологическая функция направлена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как социальной группы. Данная функция в современных условиях особенно актуальна именно на региональном уровне, который реально соприкасается с процессом морально-нравственного становления современной молодежи. Инновационная функция, свойственная молодежной политике в целом и региональной молодежной политике в частности, предполагает не только формирование и реализацию молодым поколением новых идей, видов деятельности и так далее, но и преемственность, смысл которой заключается в отсутствии зависимости стратегически-целевых констант рассматриваемой политики от организационных перемен в управлении государством, сменой политических лидеров и должностных лиц федеральных и региональных органов власти в течении 10-15 лет.
Молодежная политика именно регионального уровня должна выполнять главную функцию всей молодежной политики, которую А.П. Скробов определил как человекотворческую, «позволяя личности молодого человека конструировать себя как самостоятельный социально активный субъект, обеспечивать инновационность социального развития и общества, и самого себя».
В результате можно сказать, что понятие «молодежная политика», не смотря на простоту своего звучания отличается особой сложностью и многоуровневой системой отношений. Также можно сказать, что приведенная типологизация функций молодежной политики не претендует на всеохватывающий, исчерпывающий анализ. Тем не менее, она помогает глубже понять уже существующие и выработать новые механизмы, способствующие реализации основных функций региональной политики в отношении к молодому поколению, тем самым способствовать улучшению положения в области молодежной политики.
После вышесказанного подведем вывод: во первых – молодежная политика рассматривается как комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической и личной жизнедеятельности.