Смекни!
smekni.com

Принципы уголовного права (стр. 10 из 16)

Принцип законности включает в себя такое положение, как неотвратимость ответственности. «Неотвратимость ответственности означает: каждое лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности или иным мерам уголовно-правового характера»[66].

Значение принципа законности не ограничивается сказанным. Распространяясь на весь УК РФ, включая его общую и особенную части, этот принцип также требует, чтобы: а) содержание всех уголовно-правовых норм понималось в точном соответствии с текстом (то есть не допускалось ни расширительное, ни ограничительное их толкование; б) лицо, признанное виновным в совершении преступления (в том числе и отбывающее наказание), несло обязанности и пользовалось правами, установленными законом, а не какими-либо ведомственными инструкциями; в) правовое положение лиц, с которых снята судимость, не подвергалось бы никакому ограничению по сравнению с положением несудимых граждан. Эти и другие требования законности должны неуклонно соблюдаться в деятельности как законодательных, так и правоприменительных органов.

Таким образом, обеспечение законности означает как равенство граждан перед законом и судом, создание возможностей фактического соблюдения законов и иных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и должностными лицами, муниципальными образованиями, так и неотвратимость наказания за совершение правонарушений, наличие надлежащего правоохранительного механизма для эффективной борьбы с противоправными проявлениями, общих (экономических, политических, нравственных и психологических), а также специальных гарантий законности: надзора и контроля за ее состоянием; эффективной системы мер юридической ответственности, защиты и восстановления нарушенного права; мер по совершенствованию законодательства, выявлению, предотвращению и профилактике правонарушений. Все это требует совместных усилий, взаимодействия, согласованных действий различных ветвей власти на всех уровнях государственной организации. Это основная функция судебной власти, прерогатива прокурорского надзора, милиции и других правоохранительных структур.

Содержание уголовно-правового принципа равенства граждан перед законом состоит в том, что все лица совершившие преступление равным образом подлежат уголовной ответственности. Это также один из важнейших принципов, провозглашающий, что никакие обстоятельства, факторы и условия не могут повлиять на то, что перед уголовным законом все лица и каждое из них в случае совершения преступления равны. Ничто не должно создавать ни для кого каких-либо привилегий или, наоборот, ухудшать положение человека по отношению к другому при применении уголовного закона. «Поэтому равным образом должны нести ответственность как лица, принадлежащие к национальности, преобладающей по численности в данном административном или национально-территориальном регионе, так и представители национальных меньшинств. Не должно оказывать влияние на характер и степень уголовной ответственности и имущественное положение: равную ответственность должны нести люди, весьма обеспеченные, и люди с минимальными средствами к существованию, проживающие по определенному адресу постоянно и имеющие надлежаще оформленные документы, и лица без определенного места жительства»[67].

Равенство всех перед уголовным законом означает равную ответственность всех и каждого за совершенное преступление, то есть равенство оснований уголовной ответственности. Однако такое равенство не означает уравнительность в наказании виновных за одинаковые деяния. Принципы справедливости и гуманизма предполагают тщательную индивидуализацию наказания. При этом в расчет берется не только тяжесть преступления, но и личностные качества виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Личностные свойства могут послужить основанием освобождения лица от уголовной ответственности либо значительного ее смягчения. Ввиду гуманизма, например, несовершеннолетние правонарушители, беременные женщины и имеющие малолетних детей матери наказываются всегда мягче, чем за аналогичные деяния совершеннолетние преступники и субъекты без прав и обязанностей материнства. Таким образом, принцип равенства граждан перед уголовным законом сочетается с требованиями принципов справедливости и гуманизма. Так, «к уголовной ответственности были привлечены несовершеннолетние С. и М. за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.158 УК РФ. С. по национальности - башкир, а М. по национальности - русский. Однако и С. и М. совершили общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Поэтому С. и М. равны перед законом и были привлечены к уголовной ответственности независимо от их национальности»[68]. Следовательно, принцип равенства граждан перед законом был соблюден.

На практике принцип равенства всех перед уголовным законом чаще всего нарушается по признакам служебного или имущественного положения лиц, совершивших преступление. Подтверждением могут служить данные об отказах в возбуждении уголовных дел и об их прекращении с формулировкой «за отсутствием состава преступления», а также о не постановке на учет заявлений граждан о преступлениях. Среди субъектов такого рода искусственной латентности преступлений немало представителей организованной, профессиональной и коррупционной преступности, особенно в высших эшелонах власти.

По-мнению В.М. Лебедева «принцип равенства лиц, совершивших преступление, перед уголовным законом нарушается самим УК РФ не всегда в сторону послабления карательного воздействия. Так, провозгласив тезис, в соответствии с которым приоритетом среди объектов уголовно-правовой охраны выступает личность, законодатель подтверждает это последовательностью размещения в УК РФ соответствующих глав. Однако логика резко нарушается, когда речь заходит о защите обычного человека и должностного лица: убийство (ч. 1 ст. 105) наказывается сроком от 6 до 15 лет, а посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295) - от 12 до 20 лет лишения свободы»[69].

А.И. Рарог отмечает нарушение этого принципа при принятии федеральных законов. «Это особенно наглядно проявилось при формировании института депутатской неприкосновенности. Она стала для некоторых депутатов ширмой, прикрывающей их преступную деятельность. Исключение из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрено в самой Конституции РФ (ст. 91, 98, ч. 2 ст. 122). Оно относится к неприкосновенности Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей. В отношении депутатов и судей установлен особый порядок привлечения их к уголовной ответственности. Неприкосновенность парламентария, закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, как и судейская неприкосновенность, о которой говорится в ст. 122, - необходимые исключения из принципа равенства всех перед законом и судом. Они выходят за пределы личной неприкосновенности, закрепленной в ст. 122 Конституции РФ, и не являются личной привилегией, а призваны служить публичным интересам»[70]. Кроме того, неприкосновенность этих категорий лиц не означает освобождения их от уголовной ответственности за совершенные преступления.

Постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи возможна при наличии на это согласия соответствующей коллегии судей. Отказ коллегии дать согласие может быть обжалован в высшую квалификационную коллегию судей РФ. Решение квалификационной коллегии судей об отказе от дачи согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи может быть обжаловано в суд, поскольку этим решением затрагиваются права, как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его действий.

Полагаем, что наше законодательство действительно несовершенно, существуют пробелы и противоречия. Необходимо не только провозгласить принцип равенства граждан перед законом, но и привести в соответствие с данным принципом нормы УК РФ. Особенно важным является положение о равенстве перед уголовным законом лиц независимо от должностного положения. Это требование закона должно исключить возможность избежать уголовной ответственности или существенно смягчить её лицам, занимающим высокие посты и руководящие должности. Например, необходимо законодательно закрепить решение об отмене привилегии депутатов органов власти разных уровней, когда для привлечения этих депутатов к ответственности требуется согласие данного органа, которое далеко не всегда удается получить.

Принцип равенства перед законом в уголовном праве, означает, что любое лицо независимо от его социально-демографических характеристик равным образом подлежит уголовно-правовому воздействию, поскольку каждый совершивший преступление имеет равную для всех физических лиц обязанность на уголовно-правовую оценку содеянного и применение мер уголовно-правового характера. Исходя из обратной связи, принцип равенства фактически утверждает правило, согласно которому право есть применение одинакового масштаба к различным людям.

Следование принципу равенства законодателем означает такую криминализацию деяний, которая не ставила бы вне ответственности какие-либо категории правонарушителей. Равной должна быть и защита интересов потерпевших - граждан, а также общества и государства. При этом криминализация деяний со специальным субъектом, например, должностным лицом, военнослужащим, судьей и т.д., за которые другие граждане не наказываются, не противоречит принципу равенства граждан перед законом.

Принцип равенства граждан перед законом является международно-правовым и конституционным принципом, поэтому он должен строго соблюдаться во всех законах. Нарушение принципа равенства граждан перед законом влечет за собой уголовную ответственность. Так, лишением свободы грозит ст. 136 УК РФ за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы и других признаков, перечисленных в ст. 4 УК РФ. Нарушение принципа равенства граждан по их национальной или расовой принадлежности, а также вероисповедания преследуется ст. 282 УК РФ. Самостоятельным преступлением признается воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 248 УК РФ).