На основании ч.2 ст.131 УПК РФ свидетель имеет право: на возмещение расходов, понесенных в связи с явкой по вызову и с проживанием (п.1 ч.2); возмещение недополученной им по месту постоянной работы заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом по уголовному делу (п.2 ч.2); выплаты вознаграждения за отвлечение от обычных занятий в случае, если свидетель не работает (п.3 ч.2). Свидетель также имеет право на возмещение расходов на участие адвоката при его допросе, если последний осуществлял юридическую помощь по назначению (п.5 ч.2).
По общему правилу свидетель принудительно не может быть подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию. Исключением является ст.179 УПК РФ. В ней устанавливается возможность проведения освидетельствования свидетеля либо с его согласия, либо принудительно. Во втором случае - только в целях оценки достоверности его показаний. Принудительное производство судебной экспертизы или другие основания для проведения освидетельствования законом не предусмотрены.
К обязанностям свидетеля относятся: своевременная явка по вызову; сообщение правдивых сведений по существу уголовного дела; сохранение тайны предварительного следствия при условии заблаговременного предупреждения об уголовной ответственности за разглашение таких сведений. В ч.3 ст.188 УПК РФ закреплена еще одна обязанность свидетеля - своевременно сообщить лицу или органу, его вызывающему, о невозможности явиться в то время, которое указано в повестке.
В УПК РФ по сравнению с УПК РСФСР значительно повышен уровень обеспеченности и защиты прав человека и гражданина: не только подозреваемого (ст.46), обвиняемого (ст.47), но и свидетеля и потерпевшего. Реализованы требования ч.1 ст.48 Конституции РФ о предоставлении каждому гражданину, в том числе имеющему статус свидетеля, права на получение квалифицированной юридической помощи (п.6 ч.4 ст.56). В целях обеспечения безопасности опознающего ч.8 ст. 193 УПК РФ предусматривает исключение визуального наблюдения опознающего опознаваемым. Впервые в УПК РФ предусмотрена норма (ч.9 ст.166 УПК РФ), направленная на обеспечение безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц. Реализацию конституционного принципа о доступе граждан к правосудию (ч.1 ст.46 Конституции РФ) обеспечивают положения ч.1 ст.148 УПК РФ о том, что отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления, как и прекращение уголовного дела по этому основанию (п.2 ч.1 ст.24), допускается лишь в отношении конкретного лица, и т.д. "УПК - это идеология и философия уголовного правосудия." Суд перестает "быть стороной обвинения, превращаясь в своего рода посредника, арбитра. Он лишается обвинительных полномочий". /61/
В то же время определенные неточности в содержании данной статьи имеют место. В УПК РФ назначение уголовного судопроизводства определяется как защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и защита человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод (ч.1 ст.6). Представляется, что закон в этой части не соответствует в полной мере букве Конституции РФ/1/.
В соответствии со ст.1 УПК РФ порядок производства по уголовным делам устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции РФ/1/. Конституция Российской Федерации провозгласила высшей ценностью человека и гражданина, его права и свободы (ст.2), а фундамент прав и свобод человека и гражданина составляет учение о свободе. Основные постулаты учения о свободе положены в основу российской Конституции. Так, в ч.2 ст.17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а ч.3 данной статьи предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Нельзя не согласиться с выводом Е.А. Лукашевой, согласно которому свобода - органическая среда обитания человека и гражданина, где происходит ограничение свободы, неизбежно происходит психологическая деформация человека и гражданина. /54/
Статья 193 УПК РФ "Предъявление для опознания" устанавливает, что в целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.
Необходимо отметить, что одно из основных предназначений уголовного судопроизводства заключается в уголовном преследовании и назначении виновным справедливого наказания (ч.2 ст.6 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ)). Однако непременное основание уголовного преследования - это совокупность доказательств, подтверждающих виновность лица в совершении преступления. Среди этих доказательств важное место занимают, в частности, показания свидетеля и потерпевшего, без участия которых практически не обходится ни одно судебное разбирательство. Поэтому противоправное воздействие на свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства способно самым серьезным образом повлиять на достижение задач уголовного преследования и уголовного судопроизводства в целом.
Перечень мер безопасности для участников уголовного судопроизводства не является исчерпывающим, поскольку предусматривается не только в Законе N 119-ФЗ/96/. При наличии оснований, указанных в его ст.16, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, регламентированные законодательством РФ.
Так, в ч.3 ст.11 УПК РФ закрепляется, что при достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении названных лиц следующие меры безопасности:
1) при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст.166 УПК РФ);
2) при угрозе совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении названных лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по их письменному заявлению, а при его отсутствии - на основании судебного решения (ч.2 ст.186 УПК РФ);
3) в целях обеспечения безопасности опознающего лицо для опознания по решению следователя может быть предъявлено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч.8 ст. 193 УПК РФ);
4) для обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или постановления суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства (п.4 ч.2 ст.241 УПК РФ);
5) при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе допросить его в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление (ч.5 ст.278 УПК РФ).
Согласно ч.2 ст.186 УПК при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. Ранее действующий УПК РСФСР (ч.2 ст.174.1) разрешал осуществлять контроль и запись телефонных и иных переговоров указанных лиц при существовании реальной угрозы преступных действий в отношении их. Реальная угроза - это когда "создается психологическая атмосфера безысходности, нервозности и неуверенности в безопасности своей жизни, здоровья и имущества, близких лиц"/35/, т.е. при реальной угрозе лицо само чувствует и знает о ней и может при необходимости обратиться с заявлением о применении такой меры безопасности. Без соответствующего заявления права свидетеля (и др. лиц) превращаются в обязанность, данное действие из меры безопасности превращается в следственное действие, что не соответствует правовому назначению данной процедуры в отношении указанных лиц. Может, и поэтому в приложении № 89 к ст.476 УПК не требуется указывать процессуальный статус лица, в отношении которого заявляется ходатайство и рассматривается вопрос о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров. Полагаем, что это является необходимым фактом для обоснованности и законности принятых решений.