Вспомним еще раз, что такой порядок отнюдь не новелла законодательства, он существовал даже в советские времена, когда права в области наследования были существенно ограничены. Наследственное право теснее, чем другие подотрасли гражданского права, связано с нравственными понятиями и основанными на них бытовыми традициями общества. Однако юридический инструментарий в принципе не может учесть все разнообразие оттенков человеческих взаимоотношений, не может обладать той гибкостью, которую требует моральное чувство. Так, устанавливая очереди наследников, законодатель может исходить только из общих представлений о том, кто ближе наследодателю. Но там, где это возможно, законодатель пытается сделать механизм правового воздействия чувствительнее. В наследственном праве это достигается, в частности, благодаря принципу свободы завещания. Частично это можно обеспечить и введя "свободу" направленного отказа от наследства. Предполагается, что наследник, отказываясь от наследства, будет действовать разумно и добросовестно. Поэтому правило, закрепленное в п. 1 ст. 1158 ГК РФ следует признать обоснованным.
Еще одну проблему, связанную с направленным отказом, иллюстрирует следующая ситуация. Наследодатель - Д., трансмиттент - сын Д., трансмиссар - жена сына (невестка наследодателя). Может ли наследник Д. - его второй сын - отказаться в пользу невестки Д.? Ю.К. Толстой отвечает на вопрос отрицательно, исходя из того, что отказ в пользу трансмиссара может быть совершен лишь в том случае, если трансмиссар независимо от смерти трансмиттента входит в круг наследников, которые могут быть призваны к наследованию после наследодателя (в приведенном примере - после Д). Но если это так, то оговорка в ст. 1158 ГК РФ "в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию... в порядке наследственной трансмиссии" утрачивает самостоятельное значение (ведь трансмиссары - наследники по закону, а о наследниках по закону в статье и так упомянуто). Однако толкование, результатом которого является недопустимый вывод о наличии в законе бессмысленных положений, является неверным. Представляется, что в силу ст. 1158 ГК РФ отказ может быть совершен в пользу любых лиц, призванных к наследованию в результате открытия наследства.
Отказ в пользу внуков наследодателя возможен только в случае призвания их к наследству, т.е. если их родители умерли раньше наследодателя.
Указывая при направленном отказе лиц, в пользу которых осуществляется отказ, необходимо указать и их родство с наследодателем. Это необходимо для установления соответствия сделки закону.
Заключение
В заключение данной дипломной работы следует отметить важность и значимость принятия раздела V ГК РФ, который соответствует современным социально-экономическим и правовым реалиям. позволяя обеспечить большую определенность наследственных прав. Несомненное достоинство раздела V ГК РФ состоит в том, что многие положения наследственного права, которые ранее выводились юристами из теории или смысла закона, получили законодательное закрепление, что позволило устранить неясность и неопределенность. свойственную некоторым нормам ГК РСФСР.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы принятия наследства и отказа от наследства по действующему гражданскому законодательству РФ. Приобретение наследства представляет собой осознанный акт поведения каждого в отдельности наследника, совершаемый путем принятия наследства. в результате которого наследник замещает наследодателя во всей совокупности имущественных прав и обязанностей. иных имущественных состояний. участником которых при жизни был наследодатель. Право на наследство (право наследования) возникает у каждого из наследников по завещанию или по закону на основании предусмотренных ГК юридических составов независимо от воли наследников: фактов, с которыми связано открытие наследства. фактов. с которыми связано призвание определенных лиц к наследству по завещанию (ст. 1118-1132. 1137-1140) или по закону (ст. 1141-1151). Но осуществить право на наследство невозможно помимо воли призванных к наследству наследников.
Право наследования включает возможности принять наследство или отказаться от наследства. Если наследник желает приобрести наследство и тем самым стать правопреемником наследодателя, он должен выразить свою волю путем принятия наследства. Приобретением наследства обеспечивается достижение результата наследования, т.е. переход к наследникам всей наследственной имущественной массы. Принятие наследства является правовым средством, используемым в этом процессе и предназначенным для приобретения наследства. Как правомочие оно входит в состав субъективного права наследования. Как фактический акт оно является сделкой – действием, порождающим правовые последствия. Приобретение наследства в законодательстве РФ построено на системе принятия наследства, а не на системе отречения от наследства. Обе системы основаны на добровольности приобретения наследства. Система отречения построена на признании наследников правопреемниками и переходе к ним имущества умершего, если наследники не заявят об отказе от наследства. При этой системе явной должна быть лишь воля наследника, выражающая его отказ от наследства. Система принятия наследства требует от наследника совершения соответствующих целенаправленных действий, которые определенно выражают намерение наследника относительно правопреемства в имуществе умершего. Система принятия наследства отвечает началам свободы осуществления гражданских прав и диспозитивности гражданско-правового регулирования, а также соответствует пониманию существа и содержания субъективного права на наследование, его правомочий и способов осуществления. поскольку приобретение наследства основывается на воле наследника стать преемником прав и обязанностей наследодателя. Субъектами принятия наследства в целях его приобретения признаны наследники по завещанию или по закону, у которых возникло право на наследство. Наследники по завещанию назначаются завещателем в соответствии с правилами ст. 1118-1131 ГК РФ, наследники по закону определяются в соответствии с правилами ст. 1141-1149 ГК РФ. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников, права наследовать по закону. если они относятся к кругу наследников по закону. К субъектам принятия наследства не относятся отказополучатели (ст. 1137 ГК РФ), так как завещательный отказ не создает для них отношений непосредственного преемства в правах наследодателя. но является основанием возникновения обязательства между наследником. принявшим наследство. и отказополучателем.
Возможность отказополучателя осуществить или не осуществить назначенное в его пользу право лежит лишь в пределах указанного обязательства, предопределенного условиями наследования по завещанию. Отказ от наследства – это одно из правомочий по осуществлению права наследования. Право наследования включает правомочия принятия наследства и правомочие отказа от наследства. Принятие наследства прекращает правовое состояние лица как наследника и влечет возникновение у наследника и в лице наследника прав собственника, кредитора, должника и других, носителем которых был наследодатель, т.е. переносит на наследника права и обязанности в имуществе умершего.
Отказ от наследства также прекращает правовое состояние лица в качестве наследника, однако вызывает иной правовой эффект: отказ от наследства устраняет наследника от преемства и обязанностей наследодателя, отчуждает его от наследственного имущества. исключает наследника из числа правопреемников умершего. Наследнику принадлежит право либо принять наследство как единое целое, либо отказаться от наследства как единого целого. Отказ от наследства – это односторонняя сделка наследника. Отказ от наследства выражает волю наследника. содержанием которой является нежелание принять на себя права и обязанности, составляющие наследство. Отказ от наследства – сделка, относящаяся ко всему наследству в целом, поэтому прямо установлено. что отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается (п. 3 ст. 1158 ГК РФ), как не допускается отказ от наследства с оговорками или под условием (п. 2 ст. 1158 ГК РФ). Однако наследнику предоставлено право отказаться от принятия части наследства при таких же условиях, при каких разрешается принятие части наследства. если наследнику причитается наследство по различным основаниям одновременно (п. 2 ст. 1152 ГК). Совершение действий, выражающих отказ наследника от наследства, должно отвечать требованиям, предъявляемым к действительности сделок. Наследник имеет право осуществлять отказ от наследства по собственному усмотрению, в своих интересах, свободно и беспрепятственно. При решении вопроса о недействительности отказа от наследства применимы общие основания недействительности сделок. Так, если наследник отказался от обязательной доли в пользу других лиц, такая сделка может быть признана ничтожной в силу нарушения правила ст. 1158 ГК РФ, запрещающего подобный отказ. В целях охраны законных интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан отказ от наследства допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Отказ от наследства следует отличать от фактического непринятия наследства. Отказ от наследства явно выражает волю наследника не заступать на место наследодателя в правоотношениях с участием последнего. Фактическое непринятие наследником наследства не свидетельствует ни в пользу отказа от наследства, ни в пользу принятия наследства. Фактическое состояние непринятия наследства рассматривается как презумпция отказа от наследства, которая может быть опровергнута в пользу принятия наследства по основаниям и в порядке. предусмотренным ст. 1155 ГК. Заявленный отказ от наследства также может быть опровергнут, однако в случаях, если будет признан недействительной сделкой по основаниям и в порядке. предусмотренным правилами о недействительности сделок.