Государство и церковь. Светские и теократические государства.
Государство и церковь в среде демократии существуют как самостоятельные институты. Государство решает интересы всего общества, а церковь - интересы только верующих граждан. Такое государство называется светским. В таком государстве сферы деятельности церкви и власти разграничены. Светский характер государства не запрещает оказывать материальную поддержку из государственного бюджета церквям и религиозным общинам. В Конституции РФ записано, что Россия является светским государством, то есть в нашей стране, нет законодательных оснований, считать какую либо религию государственной или общеобязательной. В светском государстве церковь отделена от образования, преподавание религиозных знаний должно осуществляться через специальные духовные учебные заведения, воскресные школы, или частным образом. Религиозное воспитание в светском государстве - это функция семьи а не государства. В теократическом государстве государственная и религиозная идеология соединены. Религиозные нормы здесь являются основой для законодательных норм. Как правило, в этих государствах глава церкви и глава государства одно и тоже лицо.
Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества.
Непосредственная демократия – это форма народовластия, при которой граждане участвуют в принятии решений опосредственно, выбирая в органы власти своих представителей, призванных решать их интересы. Результатом распространения и принятия идеологии представительной демократии, как единственно разумной, является выработка критериев свободных выборов. Наличие свободно соревнующихся партий, свободы проведения избирательных компаний и дебатирование проблем, всеобщее избирательное право, равенство избирателей и честным подсчетом голосов, свободные выборы, парламентаризм, развитие партийных систем стали организационным костяком современной западной демократии.
8. Сущность, принципы и функции права
Понятие и определение прав. Право - это система обязательных, формально - определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Право есть система общеобязательных правил поведение, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Нормативность права заключается в том, что оно состоит из определённых норм. Это роднит его с моралью религией, обычаями, традициями. Нормы права содержат в себе правила поведения человека в той или иной ситуации. Нормы права отличаются и от социальных норм тем, что, во - первых, обеспечиваются государством, в особой процедуре установления правовых предписаний принята формальная определённость. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах. Социальные же нормы могут содержаться в письменных документах. Право имеет волевой характер, так как выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимодействии. Социальные нормы отражают волевые интересы только определённых граждан или групп данного государства. Во - вторых, правовые нормы имеют обязательный характер, то есть, к нарушителем этих норм могут применяться меры юридической ответственности. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отражают интересы общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается. В - третьих, правовые нормы обладают системностью, что означает, что несколько юридических норм, объедённых в одно целое, составляют систему именуемою правом, которая регулирует определённую часть общественных отношений. Применение одной взятой юридической нормы при отсутствии других практически не возможно. Это ведёт к бесправию, произволу.
Классовая, обще - социальная, религиозная, расовая, национальная в сущности права. Право выражает волю государства в интересах большинства людей (общая воля) или определённой группы людей (классовая воля). Не зависимо от того, кто является источником этой воли: общество в целом или какая - то социальная группа, воля выраженная в праве, официально обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражения, является результатом согласования группы лиц стоящих у власти с интересами всего общества и прогрессивными идеями права. Сущность права в зависимости от того какие отношения урегулированы или интересы какой группы выражены можно рассматривать с классовых позиций. Здесь право выражает волю господствующего класса и обще - социального подхода как компромисс между различными социальными слоями.
Основные концепции правопонимания: естественно - правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая. Естественно - правовая концепция утверждает, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себя естественное право. Под естественным правом понимают совокупность прав, которыми все люди обладают от природы и в силу своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В ней отмечено, что законы могут быть неправильными, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство. Понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формальные и юридические свойства, в результате этого теряются четкие критерии законного и противозаконного, ведь определить справедливость очень не просто, так как у каждого понятие справедливости своё. Историческая концепция рассматривает право как историческое явления которое возникает и развивается постепенно, стихийно. Право здесь выступает в исторически сложившихся правилах поведения, влекущих за собой юридические последствия. Историческая школа права отрицает категорию прав человека, так как во времена феодализма в праве не могли найти, отражение никакие признаки естественны прав. В то время наиболее основательно обращалось внимание на культурно - исторические и национальные особенности права их учёта в правотворческом процессе. Тот факт, что законодатель не может, творить нормы права по своему усмотрению они были подчинены преимущественно правам обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Во время своего возникновения данная теория была идеологией феодализма, которая игнорировала естественные права человека и переоценивала роль прав обычаев в ущерб законодательству.
Марксистская концепция рассматривает право как возведённую в закон волю господствующего класса. Право и государство трактуются как надстройка по отношению к экономической структуре общества. Главное в праве марксистской концепции классовая сущность. Для неё характерно рассматривать право в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое формирует и поддерживает право в процессе его реализации, а так же выделяет чёткие критерии правомерного и противоправного. Здесь преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограниченна историческими рамками классового общества и жёстко связанна с материальными факторами.
Нормативистская концепция рассматривает государство как регулятор действия норм права. Само право рассматривается как совокупность общеобязательных норм, поддерживающих правила верного поведения. Нормы права находятся в определённой иерархической пирамиде, вершиной которой является главная норма. Основание пирамиды составляют индивидуальные акты: решения, договоры, предписания. Каждая последующая норма свою юридическую силу в норме занимающей более высокое положение в иерархии пирамиды.
Психологическая концепция рассматривает право, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится через психологические закономерности: психологические эмоции людей, которые носят императивно - атрибутивный характер, то есть являются переживаниями чувства правомочия на какое - либо действие и чувство обязанности сделать что то. Все правовые переживания подразделяются на переживания позитивные (установленные государством) и интуитивные (личные). Интуитивное право является продленным регулятором поведения, а потому должно рассматривается как действительное право. Различается официальное право, то есть установленное государство и обеспечиваемое им и не официальное, то есть право лишенное государственного вмешательства, но действующее в качестве права. Источник прав человека проистекает из психики человека, а ни из законодательства.