Смекни!
smekni.com

Церковь и государство в Республике Беларусь (стр. 1 из 3)

В постсоветской Беларуси первым нормативным правовым актом в области религии стал Закон Республики Беларусь от 9 января 1992 года «О внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Республики Беларусь». Он был принят спустя месяц после подписания 8 декабря 1991 года Заявления глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины и Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Принятый закон исключил из части второй статьи 50 Конституции 1978 года положение о том, что церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа от церкви и установил, что в целях более полного обеспечения прав и свобод граждан отношения государства и церкви (конфессий) регулируются законом. В Конституцию страны, следовательно, вместо требования об отделении церкви от государства впервые была внесена норма об их взаимодействии, регулируемом законом. Реализацией данного установления стало принятие Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Каковы же особенности и значение первого белорусского закона в области религии и почему потребовалось его совершенствование? Главным в содержании указанного закона было кардинальное изменение статуса религиозных организаций после десятилетий их бесправного положения и вытеснения из системы субъектов гражданских правовых отношений. А основными задачами стали «вызваленне рэлігіі ад ланцугоў дзяржаўнай апекі і прадастаўленне грамадзянам магчымасці свабодна вызначаць веру». В законе впервые нашли закрепление требования принципа уважительного отношения государства к религиозным чувствам верующих, к содержанию вероучений, канонических установлений, обрядам, культу и другим формам религиозной деятельности, к внутреннему самоуправлению религиозных организаций, к их общественно полезной деятельности. Религиозным организациям, имеющим зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения), разрешалось преподавание.

От 31 октября 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». На протяжении всего этого периода отношение к закону остается неоднозначным. Одни считают, что он гарантирует религиозные свободы, обеспечивает безопасность государства в гуманитарной сфере и стабильность в обществе. Другие утверждают, что закон жестко контролирует неправославное вероисповедание и богослужение, содержит необоснованные и обременительные требования к регистрации протестантских организаций, восточных религиозных движений, еврейских реформаторских сообществ, к приглашаемым в республику представителям иностранных религиозных структур. Попытаемся оценить государственно общественную значимость действующего закона о свободе совести и религиозных организациях, исходя прежде всего из того, что его характер и содержание тесно связаны с постсоветским преобразованием конституционного регулирования общественных отношений в религиозной сфере. церковь религия беларусь

Гарантия свободы духа обеспечение правопорядка в данной сфере. В целом закон создал возможности для активизации деятельности религиозных людей и организаций, окончательного освобождения белорусского общества как от богоборчества, так и от принудительной атеизации. На его основе к концу 2002 года количество религиозных общин в стране выросло почти до трех тысяч. Вместе с тем первый национальный закон о религии был разработан с учетом либерально-демократического характера Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О свободе вероисповеданий», который религиозным организациям предоставлял максимум свобод фактически без обязанностей, а государственные местные органы, по сути, отстранял от контроля над их деятельностью. В белорусский закон из российского было перенесено положение о том, что ни одна религия, вероисповедание не пользуются никакими преимуществами и не имеют никаких ограничений по сравнению с другими. В результате закон 1992 года недостаточно защищал традиционные религии белорусского народа от недобросовестной конкуренции со стороны так называемых прозелитистских религиозных организаций. В нем ничего не говорилось о том, какими признаками должна обладать религиозная организация. В статьях 9–18 устанавливался предельно либеральный порядок образования религиозных организаций, регистрации их уставов (положений) и предоставления прав юридического лица. Статья 29 сужала возможности государственного органа по делам религий в оперативном разрешении вопросов практической реализации религиозной политики. Особенностью законодательного акта было и то, что в нем не проводилось различий между свободой совести и свободой вероисповеданий. Законодатель не учитывал, что право на свободу вероисповедания удовлетворяет духовные потребности прежде всего верующей части населения, а право на свободу совести – потребности всех, включая и тех, кто не признает никакой религии. В целом содержание Закона о свободе вероисповеданий и религиозных организациях 1992 года свидетельствовало о наличии в нем значительного резерва для внесения изменений и дополнений. В связи с кардинальным преобразованием в постсоветский период конституционного регулирования общественных отношений в области религии дальнейшее совершенствование данного закона осуществлялось исключительно в контексте гармонизации с Конституцией Республики Беларусь.

Поскольку Конституция обладает верховенством не только по отношению к нормам вновь вводимых правовых актов, но и ранее принятых, Закон о свободе вероисповеданий и религиозных организациях 1992 года приводился в соответствие с Конституцией Республики Беларусь 1994 года и ее изменениями и дополнениями 1996 года. В целях совершенствования закона были приняты три юридических акта: Закон Республики Беларусь от 17 января 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»; Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1999 года № 327-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь» (статья 2); Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 года № 137-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Закон 2002 года впервые внес ясность в вопрос о соотношении Конституции Республики Беларусь и состава законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях. Если раньше Конституции отводилась роль основного законодательного акта в составе законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, то в 2002 году законодатель пришел к выводу, что Конституцию неправомерно КОРЗИК Снежана Викторовна. В 2001 году закончила юридический факультет Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. С 2001 года ассистент, с 2003 года – преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Брестского государственного университета. Автор публикаций в ряде специализированных изданий и других СМИ. Сфера научных интересов: конституционно-правовое регулирование общественных отношений в религиозной сфере в постсоветской Беларуси.

Законодательство включает в состав разделы о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях ни в целом, ни в виде «соответствующих норм». Поэтому в статье 2 Закона речь идет уже о Конституции как основе данного законодательства. В документе впервые сделана попытка учесть исторически сложившуюся структуру поликонфессиональности белорусского общества, а также степень влияния конфессий на формирование духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа. При подготовке законодательного акта учтена конституционная норма о приоритете общепризнанных принципов международного права. Поэтому в нем зафиксированы свобода отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды (ст. 25), свобода верующих объединяться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой (ст.1, 13, 14, 15), свобода религиозных организаций в подготовке религиозного персонала в учебных заведениях (ст. 28), свобода выражения и распространения религиозных убеждений (ч.1 ст. 5). Перечень религиозных организаций, содержащийся в преамбуле закона, несомненно, означает, что государство конкретизировало свои конфессиональные предпочтения и определило потенциальных социальных партнеров в деле возрождения духовности народа. Законодатель не отвел доминирующей роли ни одной религии и ни слова не сказал о том, что одна религия лучше другой. В нем, как и в Конституции, нет термина «государственная религия». Закон не предоставил православной церкви статус ведущей в Беларуси или «первой среди равных», что возвышало бы православие над другими конфессиями. Законодатель не просто включил в преамбулу перечень традиционных религий, отразив существование в белорусском обществе религиозного плюрализма, но и создал правовой механизм для того, чтобы данный плюрализм не вылился во вседозволенность, не вступил в противоречие с интересами национальной безопасности страны в гуманитарной сфере. Соответствие норм законодательного акта конституционным установлениям обеспечено прежде всего путем закрепления в нем регистрационного механизма противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций, исповедующих вероучения, ранее не известные в Беларуси. Оценивая изменения и дополнения, внесенные в закон о религии в свете требований Конституции, следует отметить, что в своей совокупности они создали по сравнению с советским периодом кардинально новую модель взаимоотношений белорусского государства и религиозных организаций. Учет конституционных положений способствовал формированию правовой системы регулирования отношений в области религии, обеспечивающей свободу совести и сохранение культурной национальной традиции. Основная угроза обеспечению реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания в первые годы после распада СССР создавалась именно активизацией деятельности религиозных иностранных организаций и их представителей по монополизации духовной жизни общества. Успеху их деятельности способствовало то, что верующие при советской власти были ограничены в возможности и реальном праве на исповедание веры своих предков . Л.И. Земляков, раскрывая основные характеристики динамики религиозности населения страны, еще в 1997 году писал о том, что нетрадиционные культы в Беларуси Закон разработан исходя из признания, во-первых, исторического значения православия, католицизма, лютеранства, иудаизма, ислама в формировании духовных, культурных и государственных традиций нашего народа, во-вторых, необходимости установления дополнительных гарантий защиты граждан от экспансии псевдорелигиозных сект, в-третьих, возможности развития сотрудничества государства с религиозными объединениями на договорной основе являются едва ли не самой динамичной, быстрорастущей, многовариантной частью религиозных движений. Новый правовой регистрационный механизм обеспечивает, с одной стороны – расширение сферы деятельности исторически унаследованных религиозных организаций, возрастание их роли во всех социально значимых областях жизни, а с другой – противодействие распространению деструктивных сект, оккультных групп, ограничение деятельности иностранных миссионеров. Тем самым в законе реализованы положения декретов Президента Республики Беларусь по вопросам регистрации общественных объединений (организаций). Законодатель выразил свою принципиальную позицию к идеям, философии и формам поведения представителей неокультов и ограничил их возможности в стране. Ограничения состоят, во-первых, в объеме документов, прилагаемых религиозной общиной, исповедующей вероучение, ранее не известное в Республике Беларусь, к заявлению о регистрации. Во-вторых, в том, что материалы о регистрации такой религиозной общины направляются в республиканский орган государственного управления по делам религий для проведения государственной религиоведческой экспертизы. И, в-третьих, в установлении срока рассмотрения этих документов до шести месяцев (ч. 6, ст. 17). Если в законе 1992 года содержался лишь перечень религиозных организаций, то в акте 2002 года закреплено определение понятия религиозной организации и указаны ее признаки. Следовательно, не каждая организация, объявившая себя религиозной, может быть признана таковой. А значит, уже на уровне регистрационных отношений есть возможность противостоять бесцеремонному вторжению религиозных зарубежных организаций в духовную жизнь белорусского народа, а также возникновению и деятельности на территории Беларуси религиозных организаций, «которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников». В части первой статьи 6 закреплено, что все религии и вероисповедания равны перед законом. Одним из проявлений равноправия является то, что все религиозные организации в Беларуси получают статус юридического лица через государственную регистрацию, а основания для отказа в таковой, а также для ликвидации религиозной организации носят исключительно правовой характер. Субъектами ликвидации любой организации являются учредители и суд. Закон существенно расширил гражданскую дееспособность религиозных организаций. Только они могут организовывать коммерческие предприятия по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения. Только религиозные объединения имеют право учреждать средства массовой информации, а религиозные общины могут открывать печатный орган только для внутреннего пользования тиражом не более 300 экземпляров. Закон является выражением и основой политики государства по отношению как к религии и религиозным организациям, так и к атеизму и атеистам. Государство обязано способствовать установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее. Указанная норма сформулирована в контексте гармонизации со статьей 14 Конституции, согласно которой государство обязано регулировать отношения между социальными, национальными и другими общностями Смысл государственной регистрации состоит не в придании религиозной организации легитимности, а в возникновении правоспособности юридического лица, то есть способности иметь гражданские права и принимать обязанности. Одновременно с гражданской правоспособностью возникает и гражданская дееспособность юридического лица, то есть способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.