МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государства и права России»
Виды преступлений и наказаний по Русской Правде
Студент гр. ЗБЮП – 09 - 04
Перегуда Е.В.
Преподаватель
к.и.н., профессор Тимофеева А.А.
Владивосток 2011
Содержание
Введение
1. Характеристика понятия «Русская Правда» как отражение развития древнерусского права, ее состав, источники в правовом и материальном смыслах
2. Понятие преступления, объективная и субъективная стороны преступления, виды составов преступлений
3. Понятие и виды наказания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Любая сложная система в своей жизнедеятельности подчиняется определенным внутренним правилам и закономерностям. Человеческое общество не является исключением. Развившись из животного мира, человечество в своей среде обеспечивало внутреннюю организацию в целях своего сохранения и развития как вида в виде баланса индивидуальных и общественных интересов.
Как известно, любой отдельный организм стремится использовать окружающую среду в своих целях, отдельный человеческий индивидуум стремится использовать в своих интересах, в том числе, и другие личности, их имущество. На начальных этапах развития человечества средством завладения чем-либо, принадлежащим иному лицу, большей частью служила грубая физическая сила. Но и жертва не была ограничена в возможностях применения тех же средств. Объединяясь в группы (роды, племена и пр.) для защиты от внешних угроз, в своей среде люди не могли действовать по отношению друг к другу так, как они бы поступили с нарушившим их интересы врагом, это привело бы к «войне всех против всех» и распаду группы. Стихийно складывались определенные правила поведения внутри группы, путем многократного применения становившиеся тем, что называется традициями и обычаями. В наиболее значимых вопросах общественной жизни эти правила стали нормами обычного права.
Развитие и укрупнение общностей, становление государства привело к необходимости унификации правовых норм, подкрепления их не только мнением, но и силой. В Киевской Руси такой универсальной силой стала княжеская власть. Так как в состав Древнерусского государства входило множество племен, обычаи которых имели отличия, возникла необходимость закрепления наиболее важных правовых норм, поддерживаемых членами всех племен, в одном документе. Властью для создания такого документа мог обладать только князь.
В древних источниках содержатся данные, указывающие на существование некоего свода норм права, применявшегося на территории Киевской Руси – «Закона Русского». Его текст до наших дней не сохранился, некоторые исследователи считают его сборником норм устного обычного права.
Документом, дошедшим до наших дней в писаном виде и содержащим сборник норм права Киевской Руси, является «Русская Правда» - собирательное понятие, имеющее в своем составе зафиксированные несколькими князьями и действующие на протяжении нескольких веков нормы обычного права в своем развитии.
1. Характеристика понятия «Русская Правда» как отражение развития древнерусского права, ее состав, источники в правовом и материальном смыслах
русская правда древнерусское право
Истоки древнерусского законодательства восходят к языческим нормам обычного права, наиболее характерная черта той эпохи – кровная месть за убийство, в нормах Русской Правды наглядно прослеживается трансформация этого института. Определенное место имело влияние византийского права, ввиду тесных торговых и дипломатических контактов Руси с Византией. Договоры 911 г. и 944 г. представляют памятники высокоразвитого права, в текстах имеются упоминания о существовании «закона русского» и «устава и закона русского».
Ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье – Русской земле «произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространилась на территорию» Киевского государства [1]. «Эти нормы использовались в последующем для разработки Русской Правды. Исследователь М.Б. Свердлов нашел в ее составе более десятка статей, восходящих к древнему «русскому закону». [2]
С принятием христианства некоторые нормы языческого законодательства оказались неприемлемыми в новых условиях, однако влияние христианской морали на языческую дикость было постепенным и не приводило к острым социальным конфликтам. «На развитие русского законодательства борьба язычества и христианства повлияла таким образом, что право обходило вопросы религии, было абсолютно светским» [2] При этом властью князей определялось правовое положение и юрисдикция церкви (Уставы князей Владимира I Святого и Ярослава Мудрого).
Таким образом, источниками древнерусского законодательства в правовом смысле являются языческие обычаи («закон русский»), договоры Руси с Византией, нормы христианской морали (Кормчие Книги (Номоканоны) – византийские сборники церковно-гражданских постановлений, нормы некоторых славянских законодательств («Закон Судный людем» из Болгарии, содержащий церковно-гражданские нормы византийского права), княжеские распоряжения и судебная практика.
Однако для придания нормам обычного права статуса кодекса в условиях Древнерусского государства необходима была воля верховного правителя – князя, который своей властью видоизменял отдельные нормы и наделял свод норм необходимой юридической силой, подкрепляемой государственным принуждением, в последующем, с развитием общественных отношений, соответствующие изменения вносились в действующий свод последующими князьями.
Русская Правда в дошедшем до нас виде (в более чем ста списках, первый текст был обнаружен В.Н. Татищевым в 1738 г. в одной новгородской летописи) формировалась на протяжении XI – XII в.в., само название обозначено легально-нравственным термином «Правда» (в отличие от сборников европейского права, имеющих чисто юридические заголовки – закон, законник). Хронологически и по смысловому содержанию Русская Правда указанного периода делится на две редакции – Краткую и Пространную. В XIII – XIV в.в. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по «IV Троицкому списку»). «Она представляет собой выборку из Пространной правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности» [2] и отдельного интереса не представляет.
Краткая редакция состоит из двух основных частей – Правды Ярослава и Правды Ярославичей, «все списки имеют заглавие «Суд Ярославль Владимирович» или «Устав в.к. Ярослава Владимировича о судех» [3]
Правда Ярослава состоит из 18 статей, целиком посвященным нормам уголовного права. Вероятно, создание этих статей вызвано необходимостью разрешить конфликт наемной варяжской дружины Ярослава с новгородцами во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком в 1015-1019 г.г. Текст этой Древнейшей Правды содержится в «Новгородской I летописи», где содержится указание на авторство Ярослава. Считается, что «Ярослав дал новгородцам льготную грамоту в награду за их помощь в войне со Святополком» [3] В других областях Руси Правда Ярослава также применялась, но уже не была льготной грамотой.
Правда Ярославичей включает ст. ст. 19 – 43 Краткой Правды (найдена в «Академическом списке»). «В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения». [4] Сборник был утвержден не ранее года смерти Ярослава и не позднее года смерти одного из его сыновей, т.е. между 1054 г. и 1072 г. Статьи 42 и 43 имеют самостоятельные названия «Покон вирный и Урок мостников»
Дальнейшая законодательная деятельность князей со второй половины XI в. и до начала XII в. привела к созданию Пространной Правды. Данная редакция (121 статья по «Троицкому списку») по уровню правовых институтов и социально-хозяйственному содержанию – уже достаточно развитый источник права, состоит из объединенных единым смыслом групп статей. Наряду с новыми постановлениями она включала и видоизмененные нормы Краткой Правды (Суд Ярослава), причем в неизменном виде «из Ярославовой Правды и Правды сыновей заимствована только одна первая статья», «отменивших месть за убийство и заменивших его кунами» [3] «Пространная Правда, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 – 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 – 121) [4] Пространная Правда «развивает юридические понятия, излагает узаконения о вирах, подробно разъясняя, что такое дикая вира и головщина» [3]
Показательно развитие русского права на примере языческого обычая кровной мести. Христианство отвергает убийство, но архаические обычаи еще сильны, и Ярослав не может своей волей их отменить, он лишь ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого – отцом, сыном, братом, племянником, дядей (первая статья Правды Ярослава). «Если же не было ближайших родственников, то никто не имел права мстит, а с убийцы взыскивалась только определенная пеня в пользу родственников убитого», «дальние степени родства не имели права вознаграждение». [3] Вопрос о вине убийцы не ставился, он одинаково подвергался мести родственников и при случайном, и при преднамеренном убийстве.
Первая статья Правды Ярославичей полностью отменяет месть и заменяет ее денежными выкупами. Эта статья перекочевала и в первую статью Пространной Правды без изменений - развитие государственности трансформировало частный характер мести в государственный интерес (в первую очередь, денежный).