В части 1 ст. 240 УК РФ установлена ответственность за вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана. Следовательно, объективная сторона анализируемого преступления заключается в действиях.
Физическое насилие выражается в побоях, истязаниях, причинении вреда здоровью.
Угрозы физического насилия могут идти и дальше, вплоть до угрозы убийством. Известны случаи, когда в целях вовлечения в занятие проституцией жертва подвергалась изнасилованию с угрозой его повторения. В подобном случае нужно говорить о совокупности вовлечения в занятие проституцией и изнасилования.
Угроза насилием должна иметь реальный характер, восприниматься как неизбежное явление.
Насилие или угроза его применения могут быть адресованы близким и родным лица, вовлекаемого в занятие проституцией.
Уничтожение или повреждение имущества также является одним из способов вовлечения жертвы в занятие проституцией. Несомненно, в подобных случаях имеется в виду уничтожение или серьезное повреждение ценного имущества, влекущее причинение значительного материального вреда. Было бы правильным, на мой взгляд, угрозу истребления или повреждения имущества отнести к психическому насилию, влекущему ответственность по ст. 240 УК РФ.
Более того, представляется верным изъятие имущества в любой форме или угрозу такого изъятия считать одним из способов вовлечения в занятие проституцией.
Шантаж определяется как неблаговидные или преступные действия (угроза разоблачения, разглашения компрометирующих сведений) в целях вымогательства, а также вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создать выгодную для себя обстановку. Шантаж в смысле ст. 240 УК РФ - это угроза распространения каких-либо сведений, высказываемых в целях вовлечения лица в проституцию. Кроме того, о шантаже можно говорить и в случае угрозы насилием или уничтожением имущества, адресованной в будущее, не имеющей конкретного характера, например, угрозы искалечить родственника жертвы и т.п.
В статье 240 УК РФ определено также, что обман может рассматриваться как способ уголовно наказуемого вовлечения в занятие проституцией. Такой обман должен быть сопряжен с какими-либо значительными обстоятельствами, имеющими жизненно важное значение для лица, вовлекаемого в занятие проституцией. Например, если жертву обманывают, предлагая организовать досрочное освобождение ее мужа из мест лишения свободы, и тем самым вовлекают ее в занятие проституцией, то налицо состав рассматриваемого преступления. Однако нет состава такого вовлечения при обещании лицу больших заработков от такого промысла, когда фактические доходы от него будут меньше обещанных. Не являются уголовно наказуемым обманом обещания лицу, вовлекаемому в проституцию, веселой и беззаботной жизни, поездок за границу и т.д.
Уголовный кодекс РФ (ст. 240 УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана. Но в жизни нередко возникают иные ситуации: сутенеры и иные лица, паразитирующие на проституции, осуществляют перечисленные действия не только в отношении "новичков", но и для обеспечения покорности лиц, уже промышляющих проституцией, для пресечения их попыток прекратить эту деятельность или заниматься ею самостоятельно в целях уклонения от поборов. Можно ли подобные случаи рассматривать как "вовлечение" в занятие проституцией? Думается, что да. Под понятие "вовлечение" в широком смысле этого слова может подпадать и удержание, которое отвечает признакам анализируемого состава преступления. Однако желательно сделать диспозицию ст.240 УК РФ более четкой и понятной.[7]
Принуждение к продолжению занятия проституцией характеризуется теми же способами, что и вовлечение.
Преступление считается оконченным с момента совершения субъектом преступления указанных действий, независимо от того, удалось ли склонить потерпевшую (потерпевшего) к занятию проституцией.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана вовлекает другое лицо в занятие проституцией, и желает этого.
Квалифицированным видом данного преступления является применение насилия или угрозы его применения.
Нанесение побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью охватывается составом преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 240 УК, и дополнительной квалификации по совокупности не требует. Если же к потерпевшим применялись пытки или умышленно был причинен тяжкий вред здоровью, содеянное следует квалифицировать по ст. 240 и ст. 111 или 117 УК по совокупности.
Угроза любыми формами насилия должна быть реальной, и осуществление ее должно последовать в случае отказа лица заниматься проституцией.
Другим квалифицирующим признаком является перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ или незаконное удержание его за границей (п. "б" ч. 2 ст. 240 УК).
В России и ряде стран СНГ получило распространение приглашение девушек на работу за границу в качестве прислуги или няни в частных домах, официанток, танцовщиц в кабаре и т.п. Там у них отбирают паспорта якобы для регистрации, а затем принуждают заниматься проституцией. В этих случаях имеет место вовлечение в занятие проституцией и принуждение к этому путем обмана, а нередко и с применением насилия. Поскольку такие действия связаны с перемещением потерпевших через государственную границу и с удержанием их за границей, они подлежат квалификации по ч. 2 ст. 240 УК. Так же квалифицируются рассматриваемые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору (п. "в" ч. 2 ст. 240 УК). Случаи вывоза девушек для занятия проституцией за границу, как правило, подпадают под признаки, предусмотренные п. "а"-"в" ч. 2 ст. 240 УК.
В ч. 3 ст. 240 УК предусмотрены наиболее опасные виды рассматриваемого преступления. Это совершение деяния организованной группой, а также в отношении заведомо несовершеннолетнего.
Согласно ст. 32 УК соучастием признается лишь умышленная деятельность участвующих в преступлении лиц.
Умысел свидетельствует о наличии единства действий участников, не только внешне, но и внутренне сцементированных единой волей и единым стремлением к преступлению. Как известно, при соучастии состав преступления непосредственно осуществляется исполнителем. Действия других соучастников создают лишь благоприятные для этого условия. Поэтому любая их деятельность всегда определенным образом отражается в действиях исполнителя, которые и приводят к преступному результату.[8]
Вторым признаком, указанным в законодательном определении, является совместность участия в преступлении. Совместность означает, что все они участвуют: а) в совершении одного и того же преступления либо как соисполнители, т. е. совместно выполняют объективную сторону преступления, либо одновременно или частью и в разное время; б) в качестве организаторов, подстрекателей и пособников.
В этом случае они, как правило, не участвуют в исполнении состава преступления, но либо руководят им (организатор), либо возбуждают в исполнителе решимость совершить его, либо содействуют совершению преступления физически или интеллектуально (подстрекатель и пособник).
Соучастие, как правило, с объективной стороны предполагает действия, но в ряде случаев они могут быть совершены и путем бездействия. Такие случаи возможны, если бездействию предшествовало соглашение, заключенное до совершения преступления или в момент его совершения, но всегда до наступления преступного результата. Например, умышленное бездействие должностного лица, обязанного в силу своего служебного положения принимать меры по предотвращению преступления, когда оно заведомо по соглашению с преступником таких мер не принимает.[9]
Организованная группа - вид группового преступления. Ее отличие от обычной группы можно усмотреть лишь в трех показателях.
Во-первых, для организованной группы характерны особенности выполнения преступления каждым отдельным участником. В них проявляются черты устойчивости. Группа характеризуется сплоченностью, соорганизованностью соучастников, направленной на достижение целей, которые поставили перед собой виновные, согласованностью их усилий, руководством одного или нескольких участников другими, наличием отработанного плана совершения одного или нескольких преступлений, активной реализацией планов объединения, разработкой способов совершения совместного посягательства, заранее продуманным, отработанным техническим распределением ролей, фактическим заранее обусловленным соучастниками выполнением действий, облегчающих совершение посягательства в будущем, намеренным созданием соучастниками благоприятных условий для последующего совершения преступлений, разработкой специальных внутригрупповых норм ее функционирования и т.п. Показатели эти носят переменный характер. Сам закон позволяет толковать признак устойчивости группы шире, чем только непосредственное участие в выполнении усилий, охватываемых объективными признаками состава преступления. Причем, набор перечисленных показателей в каждом конкретном случае может варьироваться.[10]
Во-вторых, непременным признаком организованной группы по действующему законодательству выступает предварительный сговор на осуществление ее деятельности, предполагающий техническое распределение функций и ролей в процессе осуществления одного или нескольких преступлений.