Смекни!
smekni.com

Вовлечение в занятие проституцией (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

1. Эволюция регламентации вовлечения в занятие проституцией в российском уголовном праве

2. Вовлечение в занятие проституцией в современном уголовном законодательстве

2.1 Основной состав вовлечения в занятие проституцией

2.2 Квалифицированный и особо квалифицированный составы вовлечения в занятие проституцией

2.3 Отграничение вовлечения в занятие проституцией от смежных составов преступлений

2.4 Регламентация вовлечения в занятие проституцией в законодательстве зарубежных стран

Заключение

Список использованной литературы

проституция административный правонарушение законодательство

Введение

Проституцией следует признавать систематическое вступление в сексуальные отношения за предварительно оговоренную плату. Формы сексуальных отношений значения не имеют. Также не имеет значения для определения проституции, в каком виде выплачивается вознаграждение.

Проституция может быть и при гетеросексуальных, и при гомосексуальных отношениях, следовательно, и женской, и мужской.

Занятие проституцией не признается преступлением, а является административным правонарушением (ст. 6.11 КоАП РФ).

Вовлечение в занятие проституцией заключается в склонении, принуждении, побуждении лица к систематической торговле своим телом. Склонение к разовому вступлению в сексуальные отношения за плату не может считаться вовлечением в проституцию и по УК состава преступления не образует, поскольку действующий уголовный закон не предусматривает ответственности за сводничество.

Вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией может совершаться путем уговоров, обещаний, обмана, шантажа, угроз ухудшить материальное положение или лишить жилища и т.д.

Часть 2 статьи 240 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 статьи 240 УК РФ, совершенные а) с применением насилия или с угрозой его применения или б) с перемещением потерпевшего через государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей.

Под насилием (в контексте ч. 1 ст. 240 УК) понимается физическое воздействие на вовлекаемое в проституцию лицо, выражающееся в умышленном нанесении ему побоев, умышленном причинении здоровью этого лица легкого вреда, а также вреда средней тяжести при отягчающих обстоятельствах или истязании без отягчающих обстоятельств. Причинение при этом более опасных видов насилия (истязание при отягчающих обстоятельствах, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и убийство) влечет дополнительную квалификацию по статьям УК, предусматривающим ответственность за эти преступления.

Угроза применения насилия - это психическое воздействие на вовлекаемое в проституцию лицо, выражающееся в его запугивании и в угрозе применить к нему физическое насилие в случае его отказа от занятия проституцией.

Цель данной работы – рассмотреть вовлечение в занятие проституцией.

1. Эволюция регламентации вовлечения в занятие проституцией в российском уголовном праве

Проституция является последствием деформации социальных, экономических, моральных и нравственных основ общества. В свою очередь, она порождает антиобщественные или даже противоправные последствия, некоторые из которых имеют уголовно-правовой характер. Остановимся на анализе уголовной ответственности за вовлечение в занятие проституцией и за организацию и содержание притонов для занятия проституцией.

В дореволюционной России проституция была широко распространенным явлением. Так, в 1889 г. насчитывалось 1216 официально существовавших домов терпимости, которые "обслуживали" 17603 проститутки.[1] Помимо них имелись и нелегальные заведения такого рода, а также значительное число неучтенных проституток-одиночек.

В Уголовном уложении России 1903 г. предусматривалась наказуемость некоторых деяний, связанных с проституцией. В статье 526 Уложения устанавливалась ответственность за вовлечение лица женского пола в занятие проституцией путем применения насилия над личностью, угрозы убийством, весьма тяжким или тяжким телесным повреждением потерпевшей или члену ее семьи, или посредством обмана, или злоупотребления своей властью над этим лицом, или с использованием беспомощного положения или зависимости лица от виновного. За совершение указанного преступления предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее трех месяцев. Если склонение к занятию проституцией сопровождалось выездом жертвы за пределы России, то виновное лицо подлежало отбыванию наказания в исправительном доме на срок до трех лет.

Лицо, которое в виде промысла занималось вовлечением женщин в занятие проституцией, наказывалось заключением в исправительном доме. Было наказуемо и покушение на совершение этого преступления.

Необходимо подчеркнуть, что Уголовное уложение 1903 г. предусматривало ответственность за вовлечение в занятие проституцией только женщин, мужская же проституция оставалась вне поля зрения закона.

Статья 527 Уголовного уложения устанавливала, что лицо мужского пола, занимающееся в виде промысла из корыстных соображений сутенерством в отношении женщины, находящейся в зависимом от него положении, или с использованием ее беспомощного состояния, подлежит тюремному заключению. Такое же наказание назначалось лицу, виновному в вербовке из корыстных соображений в виде промысла лиц женского пола для занятия проституцией в притонах.

Сутенерство теснейшим образом связано с вовлечением женщин в занятие проституцией.

Однако в условиях легального существования проституции названные меры борьбы с данным явлением являлись бесперспективными.

В РСФСР и других республиках, а затем и в СССР были предприняты значительные усилия для полной ликвидации проституции как "позорного наследия буржуазного прошлого".

Данная цель предусматривается в ряде норм УК РСФСР 1922 г. Так, в статье 170 была предусмотрена уголовная ответственность за принуждение из корыстных или иных соображений к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия. В статье 171 устанавливалось наказание за сводничество, содержание притонов разврата, а также вербовку женщин для занятия проституцией. Оба деяния карались лишением свободы на срок не менее трех лет со строгой изоляцией. Приведенные предписания устанавливали ответственность лишь за женскую проституцию.

Часть 2 ст. 171 того же Кодекса устанавливала уголовную ответственность за вовлечение в проституцию лица, находившегося на попечении или в подчинении виновного либо не достигшего совершеннолетия. За совершение такого преступления грозило наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет.

Диспозиция ст. 155 УК РСФСР 1926 г., устанавливавшая уголовную ответственность за принуждение к занятию проституцией, сводничество, содержание притонов разврата, а также вербовку женщин для занятия проституцией, не упоминала о физическом или психическом насилии над личностью и о корыстных или иных побуждениях виновного. Наказание за названные преступления стало строже: лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией всего или части имущества.

В статье 291 проекта УК СССР 1939 г. предлагалось ввести ответственность за сводничество и содержание притонов разврата в виде лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества или ссылкой на тот же срок с конфискацией имущества. Столь строгие наказания за рассматриваемые преступления не предусматривались ни одним уголовным кодексом РСФСР и союзных республик СССР.

В части 1 ст. 226 УК РСФСР 1960 г. сказано об ответственности за содержание притонов разврата и сводничество, а также за содержание игорных притонов. Вовлечение лиц в занятие проституцией почему-то выпало из поля зрения законодателя. Непонятно также, почему ответственность за содержание притонов разврата и за содержание игорных притонов устанавливалась в одной и той же статье.

УК РСФСР 1960 г. (как и предшествующие ему УК РСФСР) не предусматривал специальной главы о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности. Поэтому упомянутая ст. 226 была включена в главу 10 "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения". Государственная пропаганда с помощью средств массовой информации и иными путями создавала миф об окончательной и бесповоротной ликвидации проституции. В действительности же это социальное зло не исчезло, лишь ушло в "тень" и стало менее масштабным. После распада СССР началось бурное возрождение данного явления со всеми его негативными последствиями.

Статья 240 УК РФ 1996 г. устанавливает ответственность только за вовлечение в занятие проституцией. Наказуемость сводничества - деятельности, облегчающей поиск партнеров для добровольного вступления в половую связь, - отпала. В данную статью включена новая часть (ч.2), предусматривающая ответственность за вовлечение в занятие проституцией, осуществляемое организованной группой.

Понятие проституции расшифровывается по-разному. Например, в "Словаре иностранных слов" (М., 1954) проституция (от лат. prostitutio - осквернение, обесчещивание) определяется как продажа женщиной своего тела с целью добыть средства к существованию. Вероятно, на данном толковании основывался С.Н.Краснов, утверждая, что проституцией является продажа женщиной тела за деньги каждому желающему для удовлетворения его половой потребности.[2] Однако заметим, что выражение "продажа своего тела" - это литературный прием, в юридической литературе неприемлемый. Точнее было бы сказать о "передаче своего тела в аренду". Несовершенство рассматриваемых определений состоит также в том, что, во-первых, в них не учтена мужская проституция, а во-вторых, оплата услуг лиц, занимающихся проституцией, может быть выражена не только в деньгах.