Смекни!
smekni.com

Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права (стр. 2 из 7)

В дореволюционном российском законодательстве термин «интеллектуальная собственность» не использовался. За автором, обладателем привилегии(патента) или лицом, осуществившим регистрацию, с целью закрепления за ними монополии на использование ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности или средств индивидуализации признавались имущественные правомочия, составляющие содержание исключительных прав. Исключительные права составляли самостоятельную подотрасль гражданского права.

В условиях социалистического способа производства исключительные права утратили функции институтов рыночной экономики, поэтому и сам термин «исключительные права» в советском законодательстве не использовался.

Термин «интеллектуальная собственность» впервые в СССР появился в Законе от 6 марта 1990г. «О собственности в СССР», а затем в Законе Российской Федерации от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР» и в Законе Республики Беларусь от 11 декабря 1990г. «О собственности в БССР». Гражданский кодекс 1964 года содержал разделы "Авторское право", "Право на открытие", "Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец". Однако в них не использовались термины "интеллектуальная собственность" и "промышленная собственность". Более того, разделы Гражданского кодекса "Право на открытие" и "Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец" утратили силу в связи с принятием в 1993 году Законов Республики Беларусь "О патентах на изобретения", "О патентах на промышленный образец", "О товарных знаках и знаках обслуживания", а также многие положения раздела "Авторское право" в связи с принятием в 1995 году Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах". Эти законы коренным образом изменили подход к интеллектуальной собственности в стране, максимально приблизив законодательство в этой области к общепринятым международным стандартам.

В новом Гражданском кодексе Республики Беларусь четко просматривается уже сложившаяся подотрасль гражданского права: исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность).


1.Объекты авторского права и смежных прав

Авторское право - это юридический термин, обозначающий права, предоставляемые авторам литературных и художественных произведений. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

1) письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

2) устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

3) звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

4) изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

5) объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) и т.д.

Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

В соответствии с законодательством об авторских правах Республики Беларусь к объектом авторского права следует относить:

1) литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

2) драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

3) музыкальные произведения с текстом и без текста;

4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

6) произведения прикладного искусства;

7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

10) компьютерные программы;

11) иные произведения.

Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

К объектам авторского права также относятся:

1) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

2) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторское право и смежные права являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Эта система охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства. а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.

Смежные права - это права, которые принадлежат исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания соответственно в отношении их исполнений, фонограмм и теле-радиопередач.

Смежные права отличаются от авторского права тем, что они принадлежат владельцам, которые считаются посредниками при изготовлении, записи или распространении произведений. Связь с авторским правом вызвана тем фактом, что три категории обладателей смежных прав являются вспомогательными звеньями в процессе интеллектуального творчества, поскольку они оказывают содействие авторам при сообщении произведений последних для всеобщего сведения. Музыкант исполняет музыкальное произведение, написанное композитором; актер играет роль в пьесе, написанной драматургом; производители фонограмм или чаще называемые как «записывающая индустрия» записывают и выпускают песни и музыку, написанные авторами и композиторами, исполняемые музыкантами или певцами; организации эфирного вещания передают произведения и фонограммы на своих радио или телестанциях.[23, эл.ресурс]

В соответствіі со ст.994 ГК смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Авторское право и смежные права являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Эта система охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства, а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.

Законодательство не раскрывает содержание понятия «произведение» несмотря на то, что оно является основополагающим понятием института авторского права. Объясняется это тем, что любое возможное определение понятия «произведение» не сможет исчерпывающим образом определить данный объект правовой охраны. Попытки дать определение понятию «произведение» неоднократно предпринимались в теории авторского права. Наиболее удачным и, поэтому, наиболее распространённым, является определение, сформулированное В.И. Серебровским: «произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[1].

Для того, чтобы охраняться авторским правом, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Произведение - это объект идеальный; оно изначально возникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в виде творческого замысла. До того момента, как произведение не станет существовать вне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности, нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором и его произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами, нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.

Произведение может быть представлено в следующих формах:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

- в других формах.

Однако не всякая объективно существующая работа охраняется авторским правом. Авторское право распространяется только на работы, являющиеся результатом творческой деятельности. Творческой деятельностью признают самостоятельную интеллектуальную деятельность лица, направленную на создание образа будущего произведения и воплощение его в какой-либо объективной форме.