В отдельных случаях осмотр подменяется экспертизой для обнаружения тайников, выявления тайнописных текстов и иных невидимых следов и т.п. Во всех этих случаях создается опасность утраты доказательственного значения важных вещественных доказательств. Это происходит в связи с тем, что при неквалифицированном осмотре в присутствии иногда и самого подозреваемого на изъятых у него предметах не обнаруживаются и не закрепляются в протоколе осмотра уличающие его следы.
Впоследствии эксперт выявляет следы в условиях, которые исключают возможность участия понятых и самого подозреваемого. Вследствие этого подозреваемый (обвиняемый) может отрицать доказательственное значение заключения эксперта, ссылаясь на то, что при осмотре с его участием никаких следов не было обнаружено, а выявленные следы сфальсифицированы.
Далее перейдем к раскрытию сущности понятия "освидетельствование".
Освидетельствование - это следственное действие, заключающееся в осмотре тела живого человека в целях обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется проведения экспертизы [21, c. 46].
Подособыми приметами понимают врожденные или приобретенные аномалии анатомического строения тела живого лица (укороченность конечностей, шестипалость или отсутствие одного или нескольких пальцев на руках или ногах либо отдельных фаланг, искривление позвоночника, горб, послеоперационные рубцы, шрамы и т. п.); аномалии функционального характера (особенности походки, речи, голоса, жестикуляции, мимики и т. п.); врожденные или приобретенные особенности кожного покрова (родимые пятна, бородавки, татуировки и следы их удаления, необычная окраска кожного покрова и т. п.) [23, c. 339].
Следы преступления представляют собой различные материальные изменения, возникшие на теле живого человека вследствие фактов, событий, явлений или действий, неразрывно связанных с расследуемым преступлением. Они могут выражаться в виде пятен или частиц различных веществ, которые попадают на тело освидетельствуемого лица, во-первых, с лиц, находившихся с ним в контакте в момент совершения преступления (следы крови, спермы, пота, волос, иных выделений и отделений организма человека); во-вторых, с орудий преступления или с предметов и веществ, находившихся на месте преступления; в-третьих, текстильные волокна и микрочастицы почвы, растительности, пыли, горюче-смазочных веществ, ржавчины, пороховых газов и т. п. [21, с. 46].
Подтелесными повреждениями следует понимать нарушения структуры и функций организма человека, возникшие в результате одного или нескольких внешних факторов. Освидетельствование направлено на обнаружение только таких телесных повреждений, которые располагаются на поверхности тела живого человека и не требуют специальных медицинских исследований, т. е. оно должно быть направлено на обнаружение ссадин (царапин), кровоподтеков и поверхностных ран [21, с. 46].осмотр освидетельствование следственный процессуальный
Одной из задач освидетельствования являетсявыявление состояния опьянения. Законодатель не конкретизировал характер опьянения и вызвавшие его причины. Известно, что опьянение может быть следствием приема алкоголя, спиртосодержащих веществ, некоторых видов лекарств, наркотиков и психотропных веществ. Оно может возникнуть и вследствие воздействия токсических веществ, а равно патологических факторов. Определить истинный вид опьянения может лишь специалист, прежде всего врач-нарколог. Важно также установить и степень опьянения, для чего необходимы специальные знания и медицинские исследования.
Профессор С.А. Шейфер правомерно ставит вопрос: может ли следователь посредством простого наблюдения выявить у освидетельствуемого состояние опьянения и иные свойства и признаки? Для решения этого вопроса нужны специальные знания. Значит, в таких ситуациях следователь должен будет направлять лицо в соответствующее медицинское учреждение, где с применением приемов медицинского судебного исследования (взятие образцов крови и их исследование) специалист даст заключение по данному вопросу. Но чем подобная деятельность специалиста будет отличаться от экспертизы? Далее он отмечает, что определение состояния опьянения по таким признакам, как неуверенная походка, сбивчивая речь, красный цвет лица и т. д. (т. е. без исследований), нельзя признать допустимым, так как эти признаки являются многозначными [24, с. 56]. Аналогичной позиции придерживается и Л.Г. Татьянина, которая отмечает, что освидетельствование не предполагает проведения каких-либо исследований, оно предназначено для фиксации внешних признаков, которые являются очевидными. Для установления наличия алкогольного или наркотического опьянения необходимы специальные исследования, т. е. назначение и проведение экспертизы [25, с. 7].
В. Логвин, М. Кашинский, Ю. Матвейчев размышляя над рассматриваемой проблемой, пишут следующее: "Констатация опьянения в ходе освидетельствования недопустима в принципе. Установление состояния опьянения в уголовном процессе должно осуществляться только на основании заключения судебно-медицинской экспертизы, учитывающей результаты исследования биологических сред человека, проводимое с целью обнаружения и идентификации вещества, вызвавшего опьянение" [26, с. 46]. Автор данной работы полностью разделяет это мнение.
Наиболее характерным примером временного расстройства психики является алкогольный делирий. В связи с кратковременностью острого психоза его могут наблюдать свидетели, потерпевшие, следователь или же врач при наблюдении подэкспертного в первые часы или дни после противоправного действия. Судебно-психиатрические эксперты при производстве экспертизы признаков такого расстройства могут уже не наблюдать. Их диагностическое и экспертное заключение полностью основывается на материалах уголовного дела и медицинских документах при их наличии. Вот почему следователю, дознавателю необходимо получить более полную информацию в отношении обвиняемого в кратчайшее время после совершенного проступка, так как следователь сам может наблюдать признаки психического расстройства либо о них еще хорошо помнят свидетели и пострадавшие.
Подиными свойствами и признаками, имеющими значение для уголовного дела, следует понимать свойства и признаки, указывающие на профессию или привычки освидетельствуемого лица, например: мозоли на руках, возникновение которых обусловлено совершением производственных операций при работе определенного вида, особая окраска пальцев рук и ногтей, проникновение под кожу угольной или иной производственной пыли, особенности дыхания, привычки закуривать или гасить папиросы либо сигареты и т. п.
Освидетельствование - разновидность осмотра (осмотр тела живого человека). Необходимость выделения самостоятельного следственного действия обусловлена спецификой данного осмотра. Так, объектом освидетельствования является тело живого человека. Цель освидетельствования - обнаружение особых примет, следов преступления именно на теле человека. Освидетельствование носит ярко выраженный принудительный характер, проводится только в отношении определенных участников процесса.
Согласно ст. 206 УПК освидетельствовать можно подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего с его согласия (в случае совершения в отношении его тяжкого или особо тяжкого преступления).
На одежде человека локализуются многообразные признаки, благодаря которым появляется возможность строить предположения относительно его пола, роста, иных анатомо-физиологических данных.
Одежда может содержать информацию об общефизических, антропологических и этнографических особенностях лица, которому она принадлежит, а в некоторых случаях - о его профессии и роде занятий. В процессе совершения ряда преступлений, особенно направленных против личности и сопровождающихся сопротивлением со стороны потерпевшего, на одежде преступника (равно как и на одежде потерпевшего) возникает значительное количество различных следов, обнаружение которых позволяет устанавливать отдельные обстоятельства расследуемого преступления. При этом следы, как правило, возникают на теле и одежде одновременно. В связи с этим целесообразно производить одновременное изучение тела освидетельствуемого лица и его одежды. Это даст возможность, например, не только доказать причастность подозреваемого лица к совершению преступления, но и решить другие вопросы, связанные с определением взаимного расположения подозреваемого и потерпевшего, расположения предметов одежды освидетельствуемого относительно участков его тела, где обнаружены повреждения. Задачи освидетельствования и осмотра одежды близки и направлены главным образом на обнаружение следов и других вещественных доказательств, возникновение которых связано с преступлением. Таким образом, решение одной и той же задачи, состоящей в обнаружении следов преступления на взаимосвязанных объектах, решается двумя процессуальными действиями: освидетельствованием и осмотром одежды [21, c. 47].
В связи со всем вышесказанным считаем необходимым ст. 206 УПК дополнить ч. 6 примерно следующего содержания: "Одновременно с освидетельствованием возможно проведение осмотра одежды и обуви освидетельствуемого". В таком случае протокол бы именовался "Протокол освидетельствования и осмотра одежды и обуви".
Принято выделять фактическое и юридическое основания проведения освидетельствования.
Фактическое основание - это содержащиеся в деле данные, которые указывают на то, что на теле освидетельствуемого могут быть обнаружены следы преступления, особые приметы.