Помимо лиц, в отношении которых применены меры обеспечения безопасности, данные статьи отличаются субъектом и субъективной стороной. В обеих статьях субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту разглашения сведений 16 летнего возраста. Но субъект в статье 311 УК РФ конкретизируется, это лицо, которому данные сведения были доверены или стали известны в связи со служебной деятельностью. К лицам, которым сведения о мерах безопасности были доверены, относятся субъекты, получившие указанные сведения от лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о применении мер безопасности, либо в целях реализации указанных мер, либо в целях обеспечения законных прав и интересов защищаемых лиц и граждан, до которых доводятся сведения о принятых мерах безопасности.
В первых частях обеих статей, субъективная сторона выражена в форме прямого умысла, однако, в 320 статье УК РФ имеется специальная цель – воспрепятствовать законной деятельности.
Часть 2 статей 311 и 320 УК РФ одинаковая для обеих статей, и предусматривает квалифицирующий признак объективной стороны, выразившись в том, что разглашение сведений повлекли тяжкие последствия.
Рассмотрев предусмотренные УК РФ статьи, в которых потерпевшим может являться сотрудник ОВД можно прийти к выводу о том, что превентивные функции в сфере обеспечения безопасности сотрудников ОВД и его близких выполняются.
Однако имеются коллизии и пробелы в законодательства. В основном это не повышение уголовного наказания при повышении общественной опасности, или необоснованное смягчение уголовного наказания. Но вместе с тем уголовным законом не защищена деятельность государственных органов, в случае воспрепятствования деятельности ее сотрудников без применения насилия или угрозы его применения. Важным является то, что данные общественные отношения не защищены уголовным и административным законодательствами
Если совершенное общественно опасное деяние в отношении сотрудника ОВД связанное с его деятельностью, не предусмотрено как специальное в особенной части, то лицо, совершившее данное деяние, будет привлекаться к уголовной ответственности к общей статье особенной части УК РФ, но деятельность сотрудника ОВД будет учитываться как обстоятельство отягчающее наказание. Таким примером может служить похищение близких лиц сотруднику ОВД с целью воспрепятствовать законной деятельности. В данном случае в 126 УК РФ не предусмотрено такой квалифицирующий признак как совершение деяния в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. А значит, данное обстоятельство будет предусмотрено как отягчающее.
В части 1 статьи 63 УК РФ приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих наказание, однако не все они могут быть применены к преступлению совершенного в отношении сотрудника ОВД. К обстоятельствам, отягчающим наказание, при которых может быть совершено преступление в отношении сотрудника ОВД, непосредственно связанное с деятельностью сотрудника:
1. Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В данном случае имеется виду совершение преступления по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы.
Под социальной группой понимается совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.[51] Классификаций социальных групп множество, нас интересует классификация по профессиональной принадлежности, а именно разделения общества на учителей, докторов, сотрудников ОВД и так далее.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что совершение преступления в отношении сотрудника ОВД, по мотиву ненависти или вражды к сотрудникам ОВД как представителям социальной группы по профессиональной принадлежности должно являться обстоятельством, отягчающее наказание.
2. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.
Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора, контракта, с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству.[52]
Сотрудник ОВД - это государственный служащий, который заключил контракт с МВД, по сути, работодателем является государственный орган или государство. В особенной части УК РФ предусмотрены статьи, в котором потерпевшим является сотрудник ОВД. При этом обязательным признаком субъективной стороны являются либо цель воспрепятствовать законной деятельности, либо мотив – совершение преступления из мести за законную деятельность. Однако возможны совершения деяние в отношении сотрудников ОВД, которые не запрещаются специальными нормами или квалифицирующими признаками в общих нормах. Например, сотрудником ОВД был привлечен к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения сотрудник органа опеки. В ответ сотрудник органа опеки разгласил сведения о усыновлении данным сотрудником ребенка, чем совершил преступное деяние запрещенное 155 статьей УК РФ. В данном случае сотрудник органа опеки понесет уголовной ответственность за деяние, предусмотренное 155 статьей УК РФ с обстоятельством, отягчающим наказание – совершение преступление в отношении лица в связи с осуществлением данным лицом законной деятельности.
При повышении защиты от преступных посягательств в отношении конкретной группы, непременно должна повышаться ответственность. Данная фраза должна имеет смысл и в обратном порядке – при повышении ответственности непременно должна повышаться защита, особенно в отношении лиц непосредственно нуждающиеся в защите. Сотрудники ОВД, как лица основной задачей которых является борьба с преступностью, в большей степени подвергнуты стать объектами преступлений. Помимо личности при посягательстве на сотрудника страдают интересы государства, посягающее лицо потягается и на государство в лице сотрудника ОВД. Причем, не имеет значения из-за законной деятельности совершено посягательство или нет, ведь если виновному в посягательстве лицу известно, что он посягает на сотрудника ОВД, он может причинить вред государству. В первую очередь вред причиняется авторитету власти, если можно причинить вред представителю власти, значит власть не достаточно защищает своих представителей. В первую очередь защита должна выражаться в превентивных мерах, одной из которых является уголовно правовой запрет под угрозой наказания. Данный запрет выступает не только как запрет на конкретные деяния, но и на наличия обстоятельств, отягчающих наказание.
Вернемся к фразе об повышения ответственности. В УК РФ закреплена повышенная ответственность сотрудников ОВД за совершение умышленных преступлений.
Данный факт на первый взгляд уравновешивает – наличие большого круга прав влечет возложения большого количества обязанностей. Однако отделение сотрудников ОВД от остальных сотрудников правоохранительных органов путем возложения повышенной уголовной ответственности является нарушение Конституции РФ, а именно части второй статьи 19. Обоснованием отделения служит наличие преступности среди сотрудников ОВД. В 1998 году на 10 тыс. человек аттестованного личного состава, было совершенно 35,1 преступлений, в 1999 31,8, это значит, что на триста сотрудников ОВД приходиться одно преступление.[53] Однако, преступность есть среди сотрудников прокуратуры, в 1999 на 10 тысяч человек 12,6[54] – среди органа контроля и надзора за деятельностью ОВД. Неоспоримой остается необходимость борьбы с преступностью внутри правоохранительных органов, но повышение ответственности только для сотрудников ОВД противоречит не только Конституции, но и международным правовым актам, например, противоречит статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ней закреплен запрет дискриминации по различным основаниям, в том числе принадлежность к той или иной профессии.
Нарушение Конституции и международного правового акта, ратифицированного РФ, можно преодолеть двумя путями:
1. Признать утратившим силу пункт «о» части 1 статьи 63 УК РФ. На наш взгляд данный путь необоснованный. Совершение преступления лицом, на которого возложена прямая обязанность - бороться с преступностью недопустимо. К тому же всем правоохранительным органам, и ОВД, в частности государство, наделило полномочия применять аппарат принуждения, в установленных законом целях. А на предоставленное право должна возлагаться обязанность, и ответственность, в данном случае повышенная уголовная ответственность.
2. Изменить содержание указанного пункта и повысить уголовную ответственность всем сотрудникам правоохранительных органов: ОВД, прокуратуре, судьям и так далее. Наличие данного пункта в следующем содержании: «о. совершение умышленного преступления сотрудником правоохранительных органов» будет более обоснованным, и устранит противоречие Конституции и международным правовым актом. В данном случае повышенная уголовная ответственность коснется не отдельно взятой профессии, а группе профессий объединенных схожими задачами. Которые направлены на борьбу с преступностью не только в самом обществе, но и внутри органов осуществляющих борьбу с преступностью.