Преступления первой и второй группы влекли за собой суровые и строго фиксированные наказания. Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе, отличались большим разнообразием и гибкостью, но также имели ярко выраженный карательный характер. Шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть, либо компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.
Наказания по мусульманскому праву отразили как разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии, так и архаичные способы возмездия. Так в Шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично, а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.д.. Тюремное заключение применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции и позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т.д.).
3.7 Суд и процесс
Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя по гражданским делам и составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права Шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание. Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.
Можно сказать, что во всех отраслях мусульманского права присутствует архаичность, что многое требует доработок и т.д.. Но, несмотря на все это, следует отметить, что в истинно исламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствующими этому состоянию преступлениями. Не существует воровства, супружеских измен, жесткого избиения детей и стариков, не существует обмана и мошенничества. В наше время в это, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизнью настоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутствие преступности и беззакония.
Заключение
Подводя итог работе, хотелось бы добавить, что мусульманское право не может существовать без Ислама, а Ислам без мусульманского права. Религиозное воспитание и вера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуют ему.
Несмотря на то, что Шариат и мусульманское право в общем имеют религиозные источники, время накладывает свой отпечаток. Анализ современных правовых систем мусульманских стран дает основания для вывода о формировании в настоящее время "современного" мусульманского права, которое отличается от традиционного рядом существенных особенностей. В результате трансформации предписания "современного" мусульманского права приобретают привычный для законодательства вид единообразных общих правил поведения.
Путем многовекового развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и Сунне, могут быть отнесены к мусульманскому праву. Правом в полном смысле слова становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством.
Проследив путь развития мусульманского права, рассмотрев его источники, ознакомившись с его отраслями, мы многое узнали о нем и исламском обществе. Делать конкретные выводы на эту тему, наверное, не стоит, но данная информация будет нам полезна при дальнейшем изучении права в общем.
Список литературы
религиозный мусульманин исламский шариат
1.Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран ч.1. – М., 1996
2.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1999
3.Васильев Л.С. История религий востока. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
4.Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М., 1980
5.Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М., 1997
6.Крымский А.Е. История мусульманства. – М., 2003
7.Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. – М., 2004
8.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Ленинград. 1996
9.Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура. – М., 1997
10. Сюкияйнен Л.Р. Нужна ли России мусульманская правовая культура
11. Сюкияйнен Л.Р. Ислам: вопросы истории, культуры и философии. – Н. Новгород, 1995
12. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и российское законодательство
13. Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли Шариату место в российской правовой системе? – М., 1998
14. Санобар Шерматова. Исламский фактор в руках политических элит.
15. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия или право? – Россия, 2004
16. Усубалиев Эсен. Некоторые особенности политического ислама в Центральной Азии. – Р., 2008
17. Бибикова О. Сунна. Энциклопедия Кругосвет. – Р., 2009
18. Ислам.Ру – Независимый Исламский Информационный Канал. Статья. Иджма – разумное решение. – Р., 2009
19. Малашко А. доктор исторических наук, Московский Центр Карнеги. Статьи. – Р., 2009