Оглавление
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
1.2 Мусульманское право
1.3 Переплетение права и религии
1.4 Сравнение с каноническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1 Источники
2.2 Коран
2.3 Сунна
2.4 Иджма
2.5 Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1 Право личного статуса
3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений
3.3 Правовое регулирование имущественных отношений
3.4 Наследственное право
3.5 Обязательственное право
3.6 Уголовное право (преступление и наказание)
3.7 Суд и процесс
Заключение
Список литературы
Введение
В данной работе, тема которой "Мусульманское право: основные черты и источники", мы попытаемся исследовать правоотношения и общественные отношения в мусульманском мире. На эту тему рассуждали многие авторы, такие как: Усубалиев Эссен; Сюкияйнен Леонид; Жоффре-Спинози К.; Санобар Шерматова; и др..
Чтобы раскрыть цели нашего исследования мы поговорим о Шариате, об этапах его становления и развития, об источниках мусульманского права, таких как Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Рассмотрим насколько тесно переплетено мусульманское право с религией, попытаемся сравнить его с каноническим правом. Рассмотрим, каким образом регулируются в мусульманском праве брачно-семейные отношения, имущественные отношения, наследственное право, обязательное право, право личного статуса, преступления и наказания. Посмотрим, как происходит суд и процесс.
При написании данной работы мною использовались общенаучные методы, такие как анализ, моделирование и т.д., и частнонаучные: - логический, исторический методы.
Отечественная правовая наука обычно рассматривает мусульманское право как синоним Шариата, понимаемого в свою очередь в качестве универсальной системы, в которой религиозное начало принципиально не отделено от правового начала.
Ислам и Шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же ряда республик бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят в это право либо дополнения, либо исправления, хотя, в принципе, его авторитет и является бесспорным. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет численность более 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. Значит, для определения перспектив развития этих регионов изучение Шариата имеет первостепенное значение.
Данная тема актуальна, так как в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.
Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую населения современного мира.
В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
Исламская традиция связывает понятие Шариата с использованием данного термина для обозначения, начертанного Аллахом пути, идя которым правоверный достигает совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми вопросами, предопределяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее, а, возможно, даже большее значение в нем уделяется проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в отношениях между собой, с властью, с иноверцами.
Шариат развивался в соответствии с основными этапами развития общества, жизнью которого он призван управлять. Техника выведения Шариата из божественных источников и формулировка его основных идей и принципов является продуктом интеллектуальных, социальных и политических процессов. Их невозможно подробно проанализировать, но краткий обзор, который поможет понять, как создавался Шариат, может быть полезен.
С самого начала Шариат развивался как строго конфессиональное право, которое было слито с теологией Ислама. Введение в Шариат религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, оценке правомерного и неправомерного поведения. Признание божественного предопределения породило большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. В этот период на разработку Шариата влияли территориальные, демографические характеристики мусульманского общества и его политический и социальный контекст. Громадное значение имели этапы распространения мусульманства и обращения в Ислам многочисленных этнических и культурных групп. Все это определяло политическую и социальную природу мусульманского государства. Их сочетание значительно повлияло на формирование Шариата.
Раннему Шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Также нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, а отсюда о покорности. В Коране подчеркивалась необходимость проявлять терпение и смирение. Таким же образом в Шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и гос. власти.
Мистико-религиозная оболочка Шариата обусловила большое своеобразие составляющих его правовых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем рациональных начал и логически обоснованной внутренней системы. К 8- 9 в. Шариат перерастает рамки патриархально-общинного восприятия мира и сталкивается с феодальными общественными отношениями. Благодаря активной деятельности богословов-правоведов, он все больше движется от божественного правопонимания к рационалистическому. Ученые-юристы, не порывая с основополагающими началами Шариата, выработали серию новых правовых норм, имеющих сугубо юридическую природу.
Основная тенденция Шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Не случайно нормы Шариата, применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.
1.2 Мусульманское право
Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – Исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что должен верить мусульманин, что он должен делать и чего не должен.
На раннем этапе становления Ислама богословие и правоведение были едины в рамках Исламского правоведения (фикха). Позже на базе фикха возникает суннитское богословие (калам), добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения. Но калам многими своими корнями связан с правоведением, задача толкования Корана и увязывания его с реальными потребностями всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы при решении различных спорных проблем. Для чего в Исламе выработаны методы, в разной мере признававшиеся и использовавшиеся различными школами Исламского права. Метод 1 – рай (индивидуальное толкование, какого либо из авторитетов калама) роль этого метода была ограничена. Метод 2 – иджма (согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени), этот метод всеми признавался. Метод 3 – кияс (заключение по аналогии). Метод 4 – истислах (признание возможности изменения хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом).
Опираясь на Коран и Сунну, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в 8 - 9 вв. создали в рамках суннитского Ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы Исламского права. Их основали известные законоведы – имамы, по именам которых школы и были названы: ханифизм, маликизм, шафиизм и ханбализм.
Эти четыре школы включены в сводную систему мусульманского права – Шариат. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В Исламе государство исполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.