Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающих в соответствующих регионах (48-52%). Доля девушек, совершающих преступления (6-10%), наоборот значительно меньше их удельного веса в населении. Существенно также и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.
По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах милиции, всегда примерно в 2-2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и правонарушения и поставленных на внутришкольные, внутриучилищные учеты (25-30%) [21, с. 37].
Многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. У девушек несколько иная, чем у юношей видовая структура преступлений. Наиболее часто они совершают кражи денег, ценностей, вещей.
Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний, как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. Только в части употребления спиртных напитков 16-17 летние занимают доминирующее положение среди всех подростков, выявленных по этому основанию.
Среди преступников наибольший удельный вес (36-40%) всей совокупности совершаемых преступлений составляют лица в возрасте 16 лет. Максимальный удельный вес этой возрастной группы отмечен почти по всем составам преступлений. Исключения зафиксированы по кражам государственного и общественного имущества, хищениям огнестрельного оружия и боеприпасов, где доминируют 14-летние, а также по угонам автомотосредств, где явно преобладают 17-летние.
По таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества, несовершеннолетними совершается каждое третье-четвертое преступление.
В структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. Это особенно относится к 11-13-летним, но характерно и для подростков более старшего возраста. В возрасте 14-16 лет все больший вес приобретает употребление спиртных напитков. У 17-летних в структуре преступных деяний существенно выделяется по удельному весу хулиганство [9, с. 53].
Криминологами зафиксированы существенные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от их рода занятий. По степени этой активности все они из года в год транжируются (если идти по убывающей) в строго определенном порядке: неработающие и не учащиеся - работающие, учащиеся профессиональных, технических училищ, учащиеся профессионально-технических училищ, учащиеся общеобразовательных школ, учащиеся техникумов и студенты вузов.
На протяжении ряда лет идет процесс заметного сближения почти всех (за исключением неработающих и неучащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. Причем, с криминологической точки зрения, особенно важен тот факт, что сближение различных контингентов правонарушителей происходило в основном из-за возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на протяжении длительного периода составляют 50-59 % в общей структуре несовершеннолетних преступников и примерно 23-25 % - в соответствующей группе населения страны.
Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями [14, с. 33]. Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды.
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления [10, с. 374].
Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
2. КРИМИНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Динамика, групповой характер, степень организованности
В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Из каждых 10 тыс. подростков в возрасте 14-18 лет в течение года совершают преступления 200-220 человек.
Более тщательный анализ динамики преступности несовершеннолетних позволяет выявить ряд важных в криминологическом отношении обстоятельств:
1. В целом уголовная статистика на протяжении длительного времени фиксировала тенденцию постоянно, но в тоже время относительно плавного роста преступности несовершеннолетних - по числу выявленных лиц, совершивших преступления, в среднем на 11-12% каждые пять лет.
2. Начиная с 1991 г. тенденция существенно изменилась, прирост числа зарегистрированных несовершеннолетних, совершивших преступления за период 1991-1998 г.г. составлял около 30%. Подробная ситуация в СССР наблюдалась в послевоенный период (1945-1947 г.г.) В дальнейшем, по мере устранения последствий войны в динамике преступности несовершеннолетних отчетливо прослеживалась тенденция постепенного снижения (до 1961 г.) и все последующие годы фиксируется стабильный рост преступности, т.е. рост происходил вместе с общим ростом преступности взрослого населения [13, с. 395].
В конце 90-х годов был зарегистрирован самый высокий темп прироста всей преступности. Это напугало высокие инстанции, которые до того не обращали внимания на учтенную преступность и была дана волюнтаристская команда - любыми путями, снизить преступность. Острие борьбы было направлено на слабо защищенные слои населения, на тех, кто совершил примитивное и очевидное преступление, кто не смог скрыть следы, кто не знал принципа презумпция невиновности, кто не мог откупиться и т.д. поэтому среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2001 г. значится: 53,4% не имеющих постоянного источника дохода, 20,8% ранее судимые, 24% - совершившие в состоянии опьянения, 17,8% женщин, и около 12% несовершеннолетних. Несовершеннолетний правонарушитель в этом плане - самый «подходящий» субъект. Изобличение их дается правоохранительным органом намного легче, чем изобличение взрослых и опасных преступников. Именно этот перекос в борьбе с преступностью, вызвавший переполнение мест лишения свободы случайными преступниками, стал одной из причин массовой амнистии и законодательных изменений. Вторым фактором состояния преступности несовершеннолетних, как уже отмечалось выше, является латентность. Примерная оценка соотношения учтенных и латентных деяний подростков колеблется в пределах 1:5, кроме этого необходимо учесть и то, что доля населения в возрасте 14-17 лет неуклонно уменьшается, а абсолютные показатели совершаемых ими преступлений растут. В структуре преступного поведения несовершеннолетних имеются отличия от общей структуры преступности. Это, прежде всего, возрастные особенности субъекта: согласно ст. 27 УК Республики Беларусь несовершеннолетние 14-15 лет несут уголовную ответственность только за совершение 20 видов деяний, перечисленных в части 2 ст. 27 УК. Несовершеннолетние с 16 лет могут нести ответственность за все деяния, предусмотренные УК Республики Беларусь, но в силу возрастного положения, должностного статуса, они, как, правило, не совершают преступлений в сфере экономической деятельности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности и др. Таким образом, по правовым и иным объективным и субъективным основаниям они реально тяготеют к относительно ограниченному числу отдельных видов преступлений. В структуре преступного поведения несовершеннолетних доминируют около десятка деяний и составляют 80-85%: это кражи, грабежи, разбои, вымогательство, хулиганство, убийство, изнасилования, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др.