Смекни!
smekni.com

Специфика интерпретации уголовно-правовых норм (стр. 3 из 4)

Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и законодательстве специфических терминов и понятий. Оно представляет собой совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. В частности, важное место среди специальных юридических данных, используемых при толковании закона, занимают значения о юридических конструкциях, видах юридических прав и обязанностей, юридических фактах, юридической ответственности и защите прав, типах презумпций и т.д. Во многих случаях только с их помощью возможно раскрыть в необходимом объеме содержание юридических норм и тем самым обеспечить правильное, точное применение закона.

III. Виды толкования уголовного закона по субъекту

Субъектами толкования норм уголовного права в принципе могут быть все – граждане, государственные органы, должностные лица, коммерческие или общественные организации, научные институты, ученые. Однако юридические последствия толкования каждым из субъектов будут разными: юридическую силу будут иметь только толкование уполномоченного государственного органа или должностного лица, т.е. так называемое официальное толкование. Особенность этого вида в том, что оно документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и носит обязательный характер для всех, на кого направлено его действие.

Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на аутентичное и делегированное. Первое исходит от органа, непосредственно издавшего толкуемый нормативно-правовой акт (применительно к уголовному закону аутентическим будет толкование уголовно-правовых норм, данное Федеральным Собранием РФ), второе официально разрешено толкователю со стороны вышестоящей организации. Кроме того, и аутентичное, и делегированное толкование могут быть нормативным (дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории) или казуальным (дается применительно к конкретному случаю).

Некоторые авторы[21] в отдельный подвид выделяют судебное толкование, осуществляемое судебными органами и прежде всего Верховным и Конституционным судами РФ. Действительно, в ст. 126 Конституции РФ наряду с другими полномочиями Верховного Суда РФ закрепляется его полномочие давать разъяснения по вопросам судебной практики. Отсюда следует, что постановления Пленума Верховного Суда РФ позволяют конкретизировать нормы УК РФ, сделать их содержание максимально приближенным к практике, а также разъяснять понятия лишь обозначенные в уголовном законе. Например, применительно к экологическим преступлениям в УК РФ не раскрываются понятия «причинение вреда здоровью», «иные тяжкие последствия», «незаконная порубка», «незаконная охота» и т.д. Этот пробел восполнил Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В частности, Пленум указал, что причинение вреда здоровью человека (ст. ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам[22]. Надо, однако, отметить, что приговоры, определения и постановления Верховного суда по уголовным делам и правоприменительной практике формально не обязательны для нижестоящих судов (хотя де-факто зачастую и воспринимаются теми как руководящие) и поэтому не могут быть названы аутентичными и нормативным в собственном смысле этого слова[23].

Необходимо отметить, что в Российской Федерации право официального толкования имеют в рамках своей компетенции, помимо ВС РФ и КС РФ, также Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, соответствующие органы республик в составе России, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, высшие представительные органы. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет и Центральная избирательная комиссия[24].

Неофициальное толкование, в отличие от официального, не является обязательным к исполнению. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов, так как оно исходят от субъектов, деятельность которых сама по себе не имеет юридической силы. Данный вид толкования делится на обыденное, компетентное и доктринальное.

Субъектом неофициального толкования являются лица, не уполномоченные давать разъяснения правовых норм. В рамках данного вида толкования различается, в первую очередь, обыденное толкование – житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами, отражающая правосознание основной массы населения. Вторая разновидность неофициального толкования – компетентное толкование, которое дается юристами-практиками в ходе их повседневной профессиональной деятельности. Третья разновидность – доктринальное толкование – осуществляется учеными-юристами. Примером последнего могут стать регулярно издаваемые комментарии к действующим российским кодексам.

IV. Результаты и акты толкования норм уголовного права

Результат толкования уголовного закона выражается в совокупности высказываний касательно содержания интерпретируемых норм. Финальным актом толкования должно стать сравнение данной совокупности высказываний с толкуемым правовым текстом и выявление соотношения между их объемами. Таких соотношений может быть три: буквальное, ограничительное и распространительное.

При буквальном толковании содержание уголовно-правовй нормы, выявленное в ходе интерпретации, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста – иными словами, буква и дух нормативного акта полностью друг другу соответствуют.

Ограничительное толкование придает содержанию нормы права более узкий смысл, чем вытекает из ее буквального текста. Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» дает определение понятию «организованная преступная группа» как группы из двух и более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких убийств – тем самым ограничительно толкуя текст ст. 35 УК РФ, в которой признаком организованной преступной группы рассматривается совершение любого преступления, а не только убийства[25].

При расширительном толковании содержанию нормы права придается более широкий смысл, чем вытекает из ее буквального текста. Так, в ч. 3 ст. 81 УК РФ определено, что военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Но осужденный может потерять годность к военной службы и по другим обстоятельствам, например, при достижении предельного для несения военной службы возраста – таким образом, расширительное толковнаие позволяет применять данную норму и в подобной ситуации.

К распространительному или ограничительному результату интерпретатор приходит на основе использования совокупности всех способов толкования. Например, если норму, содержащуюся в п. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ толковать изолированно от других норм права, то по буквальному ее смыслу получается, что уголовной ответственности подлежат любые совершившие преступление вне пределов РФ граждане РФ и проживающие на ее территории лица без гражданства, не зависимо от их возраста и состояния здоровья. Однако, если рассмотреть данную норму в связи с нормами, изложенными в ст. 19, 20 и 21 УК РФ, то толкование будет уже ограничительного свойства: ведь к уголовной ответственности может быть привлечено лишь вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет (для ряда составов – 14 лет).

Важно подчеркнуть, что расширительная и ограничительная разновидности толкования не предполагают исключения отношений, охватываемых толкуемой номой, из-под ее действия или распространения нормы на новые отношения: «объем воли законодателя определяется только по отношению к буквальному тексту»[26].

Отдельно необходимо рассмотреть акты толкования – официальные документы, в которых закрепляются и приобретают силу результаты толкования.

Интерпертационный акт – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования в настоящее время остается открытым: одни авторы склонны считать акты толкования одной из форм (источников) права, другие – утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права[27].

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям: