На слабую психическую устойчивость к преступному поведению влияют участившиеся проявления правового нигилизма. По мнению большого числа предпринимателей в сфере современного российского бизнеса невозможно работать, не нарушая закона (дача взятки, сокрытие доходов, сокрытие расходов по оплате труда, пребывание под «крышей» мафиозных структур и т.п..). Все чаще органы правопорядка при проверке предприятий и организаций выявляют их связи с преступными группировками, с общеуголовной преступностью. Только в 1997 году было вскрыто более 1100 таких фактов.
Одной из причин создавшегося положения с уклонениями от уплаты таможенных платежей следует признать высокий уровень налогообложения в России. Несовершенство таможенного и налогового законодательства, рост уклонений от уплаты таможенных платежей и налогов прямо противоречат интересам национальной безопасности России, негативно воздействуют на процесс перехода к цивилизованным рыночным отношениям. По сильно отличающимся оценкам, в бюджет не поступает от 30 до 50 % подлежащих уплате таможенных платежей и налогов. Это объясняется тем, что управляемость экономикой утрачена, поэтому снижается эффективность функционирующих предприятий и отраслей. Отсутствует хозяйственно и законодательно отработанная система внешнеэкономических связей, постоянно изменяется таможенное законодательство.
Приведенные характеристики выявленных правонарушителей позволяют опосредованно охарактеризовать страту в целом, определить в ней круг «лиц наибольшего риска» и соответственно направление информационного воздействия и его содержательное наполнение.
Построив модель существующего информационного процесса, определив его субъект и отметив ряд ее недостатков, предложим более совершенную модель с учетом разумных ограничений, существующих в системе управления таможенных органов. Собственно, добавить к предложенной модели надо лишь один элемент, изменив систему прямых и обратных связей рис. 3.
Рис. 3 Модель информационного процесса.
В предложенной модели практически все управляемые информационные процессы замкнуты на одно подразделение таможенных органов - обозначенное как информационно-аналитическое подразделение по профилактике таможенных правонарушений. Логика решения любой стратегической (да и тактической) задачи, особенно долговременной, требует сосредоточения информационных ресурсов в одном месте для качественной аналитической работы, исходя из общепринятых алгоритмов диагностики информационных событий:
1. Постановка задачи или проблемы;
2. Создание гипотезы развития событий или процессов;
3. Сбор фактов, подтверждающих (или опровергающих) теорию;
4. Установление внутренней связи между фактами;
5. Вскрытие истинного положения вещей, подтверждение (или ) опровержение гипотезы.
Вопрос о том, чтобы сосредоточить всю информационно- аналитическую работу по профилактике правонарушений в подразделениях пресс-службы не может быть решен положительно по двум причинам:
- информационно-аналитическая работа по предупреждению таможенных правонарушений не может проводиться отдельно от оперативно-розыскных и оперативно-аналитических мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений и является составной частью системы предупреждения правонарушений, включающей в себя не только информационные методы решения задач индивидуальной и коллективной профилактики.
- пресс-службы решают многочисленные задачи по связям с общественностью в рамках информационно-разъяснительной работы по всем аспектам деятельности таможенных органов и вряд ли смогут самостоятельно сосредоточится на этом новом направлении деятельности таможенных органов. В структуре пресс-служб не предусмотрены должности специалистов-аналитиков.
Учитывая вышеизложенное, наиболее целесообразным видится создание подразделений по предупреждению правонарушений в рамках аналитических служб правоохранительных подразделений таможенных органов, с возложением на них прав и обязанностей по координации всей проводимой таможенными органами профилактической работы.
Следует уточнить такое понятие, предложенное в модели информационного процесса, как «формализованные точки сбора информации обратной связи». Здесь, под этим понятием, можно считать создание на постоянной основе разнообразных по методу сбора (опрос, анкетирование, мониторинг, фокус-группы и т.д.), но идентичных по форме и периодичности источников информации обратной связи для прогнозирования и анализа информационных событий и явлений.
Предлагаемая модель достаточно полно иллюстрирует процесс управления информационным процессом для решения задач предупреждения правонарушений в таможенной сфере и представляется более эффективной и логичной по сравнению с существующей.
3.3 Содержательный аспект информации по предупреждению правонарушений
Наряду с организационным аспектом организации информационной работы по предупреждению правонарушений в таможенной сфере, представляет интерес содержательного наполнения информации, направленной на достижение указанных целей.
Проводимую в настоящее время таможенными органами информационную работу по предупреждению правонарушений, не сложно рассмотреть в этом аспекте, используя модель, представленную на рис.3.
Итак, существующую профилактическую информацию можно разделить на следующие категории:
а) сведения о раскрытых правонарушениях;
б) информация о действующем законодательстве;
в) информация о работе таможенных органов (PR);
г) информация о проводимых мероприятиях, направленных на выявление и пресечение правонарушений;
д) анализ запросов СМИ (как элемент обратной связи);
Как отмечалось ранее, весь информационный поток рассчитан исключительно на весь спектр общества и/или на СМИ и МК, как его информационный элемент и фильтр.
Существующее положение закреплялось и в рамках правового поля, путем издания ведомственных нормативных актов, например приказа ГТК РФ от 04.11.2000 г. «Об основных направлениях информационно- пропагандистского обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации и о плане их реализации в 2000-2001 г.г.» Небезынтересно отметить, что нигде в указанном документе не затронуты вопросы предупреждения правонарушений или формирования законопослушного поведения граждан, а как основная цель проведения информационно-пропагандистского обеспечения продекларировано «создание информационного пространства для информирования...» путем «организации информационно-разъяснительной работы…» и «взаимодействия с редакциями…». Неудивительно, что и критерием эффективности проводимой работы стало достаточно неконкретное «благоприятное отношение общества к проводимой таможенной политике...».
Однако, следует отметить, что содержательный аспект профилактической информации по предотвращению таможенных правонарушений практически ни чем не отличается от подобной работы, проводимой другими правоохранительными органами. Это было бы оправдано и справедливо, если бы не существенная разница в субъекте информационного воздействия: если криминализация охватила практически все слои общества, то потенциальный субъект таможенных правонарушений имеет в нем ярко выраженные характеристики.
Таможенные органы имеют возможность существенно улучшить информационную деятельность по предупреждению правонарушений с учетом существования ярко выраженного субъекта воздействия, отработки наиболее значимых каналов получения им информации и реальной возможности формирования каналов обратной связи.
Тем не менее, существующие категории информационного воздействия таможенных органов на участников внешнеэкономических правоотношений представляются противоречивыми и взаимоисключающими: с одной стороны, попытка сформировать положительный образ таможенного органа (PR акции), с другой, попытка угрозы, применения санкций с его стороны (сведения о правонарушениях и спецоперациях). Возникает, так называемый, «когнетивный дессонанс», не способствующий эффективному восприятию информации.
Представляется нужным отметить необходимость изменения подхода к содержанию информации создаваемой таможенными органами как в целом, так и в рамках проводимой информационно- профилактической работы с учетом потребностей современного российского общества и отдельных его страт. Психологический аспект формируемой информации не сложно скорректировать без дополнительных затрат силами существующих служб психологов таможенных органов.
Причем, наиболее актуальной парадигмой информационного воздействия на социум представляется «убеждающая коммуникация» - вид информационного воздействия с целью изменения состояния, характеристик человека в ситуации его противодействия этим изменениям.
Заключение
В работе рассмотрены терминологические понятия «информационной системы» применяемые в ИАО правоохранительной деятельности. Затронуты актуальные вопросы информационного обеспечения предупреждения правонарушений в таможенной сфере и предложены пути их решения. В частности, отмечены организационные недостатки существующей системы формирования профилактической информации, отмечена ее ограниченная эффективность и отсутствие системы анализа обратных информационных связей. Предложена новая модель информационной системы позволяющая, по мнению автора, создать более эффективную информационно-аналитическую систему по управлению информационным процессом предупреждения правонарушений. Отмечена необходимость изменения содержательного наполнения информации таможенных органов с учетом существования целевой аудитории, основному субъекту направленного воздействия правоохранительной информации и его характеристикам, актуальность информационного воздействия направленного на сознательное изменение поведение лиц участвующих в таможенных (внешнеэкономических) правоотношениях.