4. Важное место в повышении эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации занимает система ее оценки.
Оценка деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, достаточно близка с контролем над ней. Следовательно, оценка, как и контроль, должна иметь три разновидности уровня: оценка и контроль, осуществляемые вышестоящими органами; внутриведомственная оценка и оценка населения.
Каждый из названных уровней имеет свои естественные особенности, которые будут отражаться и на произведенных им оценках.
Важное значение, при этом, приобретает осторожность и профессионализм тех субъектов, которые будут осуществлять оценку деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Оценивающие должны не только детально знать специфику деятельности системы органов внутренних дел, но и за короткое время глубоко вникнуть в суть проблемы, объективно оценить количество и качество проделанной работы. При этом важно не допускать субъективизма и тенденции к занижению результатов.
Необходимо пересмотреть и сам критерий оценки – процент раскрытия преступлений, так как в результате его использования может возникнуть, а нередко и реально возникает, тенденция работы на показатели.
В качестве одного из критериев оценки деятельности органов внутренних дел активно используется показатель «отношения населения к деятельности органов внутренних дел». Следовательно, это обоснованно и естественно, так как целью деятельности правоохранительных органов является правовая защита граждан, поэтому их мнение о том, удовлетворительны ли результаты деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, конечно, должно входить составной частью в оценку деятельности правоохранительных органов. Без опоры на население, на институты гражданского общества нельзя решить и столь значимую задачу, как профилактика экстремизма и преступности в целом.
Таким образом, самым оптимальным вариантом является комбинированная оценка, которая должна будет содержать в себе данные, полученные на всех трех уровнях.
5. Особое внимание привлекает к себе проблема нормативного регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.
Проанализировав Закон Российской Федерации «О милиции» можно сделать вывод, что необходимо внести дополнения в те нормы, которые могут быть истолкованы двояко, сделать их понятными и четкими посредством внесения в Закон «О милиции» соответствующих поправок.
Законодатель, разграничивая основания «применения» и основания «использования » огнестрельного оружия, не счел нужным также четко разграничить и порядок его применения и использования, ограничившись лишь нормативным закреплением порядка применения оружия, целесообразно, например, в качестве примечания внести соответствующие определения, так как данная статья является правовым основанием для применения сотрудниками правоохранительных органов огнестрельного оружия:
Применение огнестрельного оружия - производство сотрудником органа внутренних дел, находящегося в состоянии необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, либо в состоянии крайней необходимости, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего, в том числе в случаях, перечисленных в частях 1 статьи 15 Закона «О милиции».
Использование огнестрельного оружия – производство сотрудником милиции, находящегося в состоянии крайней необходимости, либо необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, выстрела из огнестрельного оружия. В том числе в случаях, предусмотренных в статье 15 Закона «О милиции» без намерения причинить ранение человеку.
Данное примечание позволит различать содержание понятий «применение» и «использование».
Нельзя не согласиться с Каплуновым А. И., что «разнообразие жизненных ситуаций, вызывающих необходимость применения оружия в установленных законом случаях, определяет для сотрудников милиции возможность выбора различных приемов и способов его применения». Другими словами, даже при доскональном правовом урегулировании оснований и порядка применения огнестрельного оружия у сотрудников милиции должна оставаться возможность на свое усмотрение выбирать в зависимости от конкретной ситуации тактику действий при применении оружия. Часто именно от тактики действий сотрудника милиции при пресечении преступного деяния во многом зависит успех операции по задержанию опасного преступника, а иногда и жизнь не только самого сотрудника милиции, но и окружающих его людей.
Некоторых уточнений требует и статья 16 Закона РФ «О милиции» - гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции. В соответствии с абзацем 2 данной статьи сотрудник милиции имеет право применить огнестрельное оружие только в двух случаях: при попытке задерживаемого лица приблизиться к сотруднику, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к оружию сотрудника. Следовательно, при совершении иных действий задерживаемым лицом, которые могут быть истолкованы сотрудником милиции в качестве реальной угрозы насилия, он уже не имеет права применять оружие.
Поэтому, целесообразно, внести в данную статью соответствующие поправки: сотрудник милиции с обнаженным огнестрельным оружием при попытке нападающего или задерживаемого лица приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, прикоснуться к его оружию, а также достать что-либо из одежды без команды сотрудника милиции или совершить другие подобные действия, которые могут быть истолкованы сотрудником милиции как реальная угроза насилия, имеет право применения огнестрельного оружия.
Во избежании произвола, применения огнестрельного оружия можно ограничить, например, уточнить, что прицел ведется в первую очередь по рукам нападающего или задерживаемого.
В Законе РФ «О милиции» употребляется выражения: «вооруженное нападение» и «вооруженное сопротивление», при этом не дается определений данных понятий. На основе изученной научной литературе можно попытаться их обозначить, например:
«нападение» или «сопротивление» – это действия, которое оказывается с использованием не только огнестрельного или холодного оружия, но и любых предметов и веществ, способных причинить телесные повреждения (палка, камень, бутылка, баллончик со слезоточивым газом и т.п.), с помощью которых может быть причинена смерть, нанесен вред здоровью человека либо причинен значительный материальный ущерб.
Так, в частности, применительно к ответственности за причинение вреда охраняемым законодательством интересам дополнить ст. 12 Закона «О милиции» следующего содержания:
«Сотрудники милиции не несут ответственности за моральный вред, убытки и вред охраняемым уголовным законом интересам, причиненные ими в связи с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны либо крайней необходимости, или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Сотрудники милиции не несут ответственности за любой моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю в связи с применением или использованием в предусмотренных настоящим Законом случаях огнестрельного оружия, если они действовали в соответствии с положениями настоящего Закона, предусматривающими порядок его применения и использования ».
Что позволит конкретизировать в случаях применения и использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия положения ст. 24 Закона «О милиции», которая закрепляет обстоятельства, исключающие преступность деяния сотрудника милиции.
При применении физической силы, специальных средств, применении или использовании огнестрельного оружия сотрудник милиции в соответствии с данной статьей, должен уведомить прокурора обо всех случаях смерти или ранения. По моему мнению, для сотрудника милиции проще будет доложить первоначально по подчиненности о применении или использовании огнестрельного оружия, а затем уже соответствующее должностное лицо органов внутренних дел должен незамедлительно уведомить прокурора о происшедшем.
В итоге вышеизложенного отметим, что система МВД РФ нуждается в достаточно серьезном реформировании, начало которому может быть положено разработкой и принятием Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации».
Названные проблемы в данной работе являются далеко не исчерпывающими, но на сегодняшний день наиболее актуальными. Они тесно связаны между собой, поэтому, удачное решение хотя бы одной из них повлечет по цепочке решение других проблем, что в итоге привлечет к созданию наиболее оптимальной системы МВД России.
Библиографический список
1. Конституция РФ от 12. 12. 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая // Российская газета. 1994. 08 декабря.
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ // Российская газета. 2002. 20 ноября.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31декабря.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996г. № 63- ФЗ // Российская газета. 1996. 18 июня.
7. Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая.
8. Федеральный закон от 6 января 1999г. № 11-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в связи с принятием Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 13 января.