Вопросам, связанным с сущностью и классификацией гарантий, в юридической литературе всегда уделялось много внимания, поскольку гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса человека, обеспечивают саму возможность его существования и реализации.
По справедливому мнению крупнейшего советского и российского ученого Н.И. Матузова, проблема прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня — не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида, прежде всего, социально-экономических и личных, т. е. преодоление кризиса, причем на главном направлении. Именно это, как заявляет ученый, — наиболее слабое звено в проблеме, именно на это должны быть направлены усилия науки и практики. При этом важно, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности[49].
Следует отметить особую важность гарантий реализации социальных прав, к которым относится право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Представляя собой так называемое позитивное право, оно превращается в ничто, в пустую фразу, не будучи реально обеспеченным разветвленной системой гарантий.
Конституционные гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают особое место в структуре юридических гарантий, поскольку носят отправной, базовый, фундаментальный характер. Конституционно-правовое обеспечение права на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой совокупность норм конституционного законодательства, регламентирующих общие условия и предпосылки, а также конкретно-юридические способы и средства обеспечения рассматриваемого права. Конституционные гарантии политического характера зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, проводимой ею политики. Политические гарантии включают в себя демократический, правовой характер государства (ч. 1 ст. 1), признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2), народовластие, осуществляемое как непосредственно, так и через представителей в органах государственной власти и местного самоуправления (ст. 3)[50].
В современной науке все гарантии подразделяют на политические, экономические, социальные и юридические[51].
К важнейшим политическим гарантиям следует отнести разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви (ст. 10), а также признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12). Каждый уровень власти в Российской Федерации обладает собственными полномочиями в сфере обеспечения здоровья и предоставления медицинской помощи.
Одной из важнейших политических гарантий является закрепление в Конституции политического многообразия и многопартийности (ч. 3 ст. 13). Следует отметить, что почти каждая политическая партия в качестве целей своей деятельности на политической арене выдвигает здоровье нации.
Конституция России провозглашает установление единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 1 и 2 ст. 8); недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34)[52].
Важным условием обеспечения реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь является социальное государство. Определение «социальное» означает интегрированную в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни.
Социальное правовое государство, которым является Россия на основании ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 7 Конституции, представляет собой феномен, окончательную сущность которого трудно воплотить на практике.
Среди юридических гарантий прав личности принято различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первым, как правило, относят пределы прав и свобод, их конкретизацию в текущем законодательстве, процессуальные формы реализации, меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации и т. д. Часто в состав юридических гарантий реализации включают юридические факты, с которыми связывается обладание и непосредственное пользование субъективными правами. Существует мнение, что юридические факты — это не просто «промежуточное звено» между нормой права и реализацией предусмотренных ею прав или свобод, а самостоятельный активный элемент процесса такой реализации, который опосредуется системой прав личности как материального, так и процессуального характера. Иными словами, реализация конкретных прав и свобод обусловлена прежде всего появлением определенных юридических фактов.
Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор, меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности, процессуальные формы осуществления контроля и надзора, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства. Юридические гарантии эффективности реализации и охраны основ правового статуса человека и гражданина закреплены в ст. 15, 17, 18, 19 и других федеральной Конституции. Юридическое обеспечение конституционных прав и свобод в первую очередь предполагает установление высшей юридической силы и прямого действия Основного закона нашего государства, а также непротиворечия ему законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в противном случае беспрепятственное пользование правами и свободами будет затруднено. К числу общих юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина относится и норма, устанавливающая невозможность применения любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ)[53].
Охранительные юридические гарантии, направленные на защиту прав и свобод личности, содержатся в ст. 45, 46, 47, 48 и других Конституции РФ. Например, положениями ч. 1 ст. 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ а ч. 1 ст. 46 — судебная защита прав и свобод.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), в том числе обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), а также обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами РФ, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Важнейшим средством обеспечения защиты конституционных прав и свобод выступает провозглашенное право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Важнейшим юридическим средством обеспечения реальности прав и свобод человека является норма ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, устанавливающая возможность конституционной индивидуальной жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод[54].
Специальные способы и средства обеспечения права на охрану здоровья закреплены в ст. 41 Конституции. К ним относятся:
— бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохраненения;
— многообразие источников финансирования бесплатной медицинской помощи: средства соответствующих бюджетов, страховые взносы, другие поступления;
— финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения;
— меры, направленные на развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения;
— поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;
— юридическая ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
4.2 Защита права на охрану здоровья
Ранее были рассмотрены основные права граждан в области охраны здоровья и виды ответственности при их нарушении. В данном разделе следует остановиться на основных способах защиты прав граждан.
В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Эти способы защиты должны быть направлены на пресечение правонарушения, устранение его последствий, а также воздействие на правонарушителя.
Гражданин вправе выбирать административную, досудебную или судебную формы защиты своих прав и свобод.
Пациент может обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, нарушающие его права к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу, что предполагает административный порядок разрешения возникшей конфликтной ситуации.
Вышестоящие, в порядке подчиненности, государственный орган, общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение: удовлетворить жалобу, обоснованно отказать в ней полностью либо в части, передать жалобу другому органу на рассмотрение[55].