Во многих специальных законах преобладают нормы частного права. Это касается тех законов, которые группируются вокруг Гражданского кодекса РФ и принимаются для более дельного регулирования некоторых положений кодекса. К ним относятся законы об акционерных обществах и других коммерческих юридических лицах.
Для коммерческого права важны и те специальные законы, которые содержат только или по преимуществу нормы публичного права. К ним относятся Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон о валютном регулировании и валютном контроле и др.
Следует сказать, что даже в ГК РФ – нормативном акте, относящемся к одной отрасли законодательства – гражданскому законодательству, можно обнаружить ряд норм публичного права, предписывающих субъектам частного права учитывать общественные интересы. Например, в п. 1 ст. 49 ГК прямо указывается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Следовательно, даже ГК, являющийся главным частноправовым нормативным актом, не лишен элементов комплексности.
Примером взаимодействия норм частного и публичного права может служить специальный нормативный акт, посвященный регулированию предпринимательской деятельности, – Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», где содержатся не только нормы, регулирующие отношения коммерческих банков с клиентами (нормы частного права), но и нормы публичного права, регламентирующие отношения коммерческих банков с органами государства, прежде всего с Центральным банком РФ.
Нормативные правовые акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, местных органов власти и управления. Многие из них содержат нормы коммерческого права.
Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти – ведомственных нормативных актах. Многие федеральные министерства издают приказы нормативного характера для детализации и реализации положений законов, постановлений Правительства и указов Президента РФ.
Так Министерство экономического развития РФ, которое ранее осуществляло функции нормативно-правового регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, издало Приказ от 30 апреля 2009 г. №141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».
Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней и внешней торговли в настоящее время возложены на Министерство промышленности и торговли РФ. В Положении о министерстве определены вопросы и сфера правового регулирования и компетенция министерства в этой области.
Среди ведомственных нормативных актов важную роль играют акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в структуре которого действует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека. Руководитель этой службы является главным государственным санитарным врачом.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 января 2005 г. №34 утверждено Положение о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, которая осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Омском регионе (п. 6 Положения), составляет протоколы об административных правонарушениях при нарушения правил торговли.
Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2007 г. №62 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.
Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ), т.е. сфера их нормотворческой деятельности существенно ограничена.
В настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников права, и коммерческого права в частности.
Государство стремится определить статус участников экономических отношений и правила поведения на рынке непосредственно в законе.
Предприниматель должен ориентироваться, прежде всего, не на ведомственные нормативные акты, а на закон, в котором прямо и определенно должно содержаться все необходимое: порядок приобретения статуса предпринимателя, условия и правила ведения предпринимательской деятельности.
По мнению многих исследователей (Рассолов М.Н., Леонов Г.Б. и др.), переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом – одна из главных тенденций развития современного российского законодательства.
В идеале законы должны иметь прямое действие лишь при необходимости отсылать к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Существует немало новых законов, применение которых по-прежнему обусловлено подзаконными правовыми актами (положениями, инструкциями, приказами).
В сфере предпринимательства необходимо широкое законодательное, а не подзаконное и, тем более, ведомственное регулирование, а также саморегулирование в рамках, определенных законом, основанное на непреходящей ценности инициативы предпринимателя. Соответственно, должна быть сужена сфера административного нормотворчества.
По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на нормативные акты центрального регулирования, принятые государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные акты.
С учетом тенденции перераспределения компетенции в регулировании общественных отношений «сверху вниз», в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления значение локального нормотворчества возрастает.
К актам локального регулирования относятся договоры и корпоративные нормы – уставы, положения, приказы субъектов хозяйственной деятельности, из которых складывается так называемое «корпоративное право».
Органы управления коммерческой организации относительно свободны в определении содержания локальных актов, но они должны учитывать императивные требования нормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет. В уставе организации или в положениях об органах управления организацией могут быть распределены нормотворческие компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в акционерном обществе – общее собрание, наблюдательный совет, дирекция).
Для коммерческих организаций границы локального регулирования определяются нормативными актами централизованного регулирования.
Внутренняя торговля – важнейшая сфера экономики, во многом строится на основе саморегулирования без какого-либо государственного вмешательства.
Исходя из экономической теории монетаризма об ограничении государственного регулирования экономики, в юридической науке проводится идея саморегулирования рынка.
Монетаристский взгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования коммерческих отношений, наносит ущерб экономической безопасности государства.
Такой подход может повлечь негативные последствия, в том числе, в социальной сфере, поскольку основная задача государственного регулирования внутренней торговли заключается в подержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности.
В последнее время в РФ используются различные способы публично-правового воздействия государства на торговую деятельность. Сюда относятся не только меры ограничительного характера, но и государственная поддержка тех видов деятельности, которые особенно важны для государства и общества. Применяются такие меры государственного регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, техническое регулирование и другие.
На уровне регионов разрабатываются концепции развития торговли, целевые программы развития потребительского рынка. Но этого явно недостаточно. Внутренняя торговля нуждается в развитии собственного торгового законодательства.
Современный механизм государственного регулирования торговой деятельности является слабо интегрированным. Хотя регулирование осуществляется на трех уровнях государственного управления: федеральном, субъектов РФ, а также на уровне органов местного самоуправления, – оно не всегда достигает нужного социального эффекта, а иногда и вовсе отсутствует.